Рассматривается тема систем исчисления.
В информатике ОГЭ за 2025 год задача №10 посвящена записи чисел в различных системах счисления.
Для выполнения задания нужно знать восьмеричную, шестнадцатеричную и двоичную системы счисления.
Можно перевести все числа в двоичную систему и сложить, но это не всегда быстрее.
Рекомендуется переводить каждое число в десятичный вид и складывать в десятичной системе.
Перевод двоичного числа в десятичный вид.
Алгоритм: цифры числа в двоичной системе являются коэффициентами разложения числа по степеням основания системы.
Пример: число 1011101 в двоичной системе.
Подсчет разрядов числа и степеней двойки.
Пример разложения числа: 1 умножить на 2 в седьмой степени, 0 умножить на 2 в шестой степени и т.д.
Сложение коэффициентов: 128 + 32 + 16 + 8 + 4 + 1 = 189.
Перевод восьмеричного числа в десятичный вид.
Алгоритм: раскладывание числа по степеням основания системы 8.
Пример: 1101 в восьмеричной системе.
Подсчет разрядов и степеней основания системы 8.
Пример разложения числа: 512 + 64 + 1 = 577.
Перевод шестнадцатеричного числа в десятичный вид.
Алгоритм: раскладывание числа по степеням основания системы 16.
Пример: 273.
Сложение всех чисел: 189 + 577 + 273 = 1039.
Использование калькулятора для проверки решения.
Проверка решения на инженерном калькуляторе.
Перевод чисел в двоичный, восьмеричный и шестнадцатеричный виды.
Подтверждение правильности решения.
Перевод чисел в шестнадцатиричную систему.
Объяснение использования букв для обозначения цифр в шестнадцатиричной системе.
Пример использования калькулятора для перевода чисел в шестнадцатиричный вид.
Обозначение цифр от 0 до 9 в шестнадцатиричной системе.
Обозначение букв для цифр от 10 до 15.
Пример выражения с использованием букв для обозначения цифр.
Заключение о важности понимания шестнадцатиричной системы для решения задач на экзамене.