Габриэль Марсель, французский экзистенциалист, не так известен, как Камю и Сартр, но его философия важна для понимания экзистенциализма.
Марсель начал свою философскую деятельность в Первую мировую войну, но его основные идеи сформировались позже.
Марсель происходил из верхушки французской интеллигенции, его отец был крупным чиновником и директором художественных музеев Франции.
Важной вехой в жизни Марселя стала смерть матери, когда ему было четыре года.
Эта тема стала важной для его философии, и образ матери будет фигурировать в его работах.
Марсель получил прекрасное образование в Париже и был увлечен театром.
Он слушал лекции Бергсона, который потряс его своим антидогматизмом и художественностью.
Габриэль Марсель работал в Красном Кресте, занимался сбором информации о пропавших без вести и встречался с их родственниками.
В 1914 году начал писать экзистенциалистские тексты, в том числе "Метафизический дневник".
В 1922 году окончательно ушел из Сорбонны и связал свою жизнь с литературой и театром.
В 1929 году принял католицизм, тяготея к универсальности и терпимости.
Марсель развивался параллельно с Коню Стером, но был в оппозиции к ним.
Большое влияние на него оказали Ясперс, Хайдеггер и Мартин Бубер.
Марсель считал, что его философские идеи лучше всего выражаются в театре, где он преодолевает анонимность и объективность.
Его философия называется "конкретная философия", так как он стремится преодолеть статистские формы философствования.
Марсель был католиком, но выступал против мейнстрима католицизма, особенно против неотомизма.
Марсель не теолог в обычном смысле, он говорит о человеке и его переживаниях, а не о боге.
Он описывает человека в его обыденности, а не абстрактную теологию.
Марсель критикует технократизм и бюрократию, считая их двумя сторонами отчуждения человека от его жизненного мира.
Марсель пытается вернуть весомость в философию, критикуя объективность и субъект-объектность.
Он считает, что ощущение - это не просто форма познания, а нечто личное и непосредственное, связывающее человека с миром.
Марсель строит свою философию вокруг множества пар оппозиций, таких как тайна-проблема, бытие-небытие, человек-мир и другие.
Эти оппозиции позволяют структурировать и преподавать его философию, хотя она и не поддается систематизации.
Марсель противопоставляет философию наук и метафизику, где первая занимается проблемами, а вторая - тайнами.
Примеры тайн: бытие, бог, зло, смерть, любовь, наука о трупах.
Марсель размышляет о проблеме телесности и инкарнированности, как человек соотносится со своим телом.
Тема телесности становится одной из главных в философии Марселя и других экзистенциалистов.
Марсель вводит тему тайны и проблемы, которые определяют его философию.
Антитеза бытия и обладания является базовой для его философии, определяя его мир как мир диалога, встречи и связи.
Марсель противопоставляет модусы бытия и обладания, такие как мудрец и эксперт, мыслитель и идеолог, свобода и автономия, любовь и обладание, вера и знание, талант и гений.
Марсель противопоставляет самоубийцу и мученика, как предельное воплощение модусов бытия и обладания соответственно.
Марсель говорит о том, что в мире, где человек отчужден и само тело стало объектом манипуляций, есть верность и надежда.
Верность - это противодействие текучести мира и построение вертикали в горизонтальном мире.
Надежда - это оружие безоружных, которое возможно только в мире, где есть место чуду и отчаянию.
Марсель - философ, преодолевающий субъект-объектность и стремящийся к диалогу с другими людьми.
Его идеи повлияли на многих других философов, таких как Поль Рикер, Эрик Фром и Мишель Фуко.
Марсель напоминает о важности Паскаля и его мысли о горе и надежде.