Советский Союз обладает самой большой сетью рек в мире.
Первые лодочные моторы СССР были малоизвестны.
Попытки наладить производство подвесных лодочных моторов начались до Великой Отечественной войны.
Пионер был первым советским подвесным лодочным мотором.
Октябренок был маломощным мотором, производившимся с конца 30-х до начала 50-х годов.
Мотор А8 был самым распространенным в 30-40-х годах.
ЛМ-7 был самым мощным подвесным лодочным мотором до войны.
Мотор был произведен в Рыбинске и использовался на речном флоте.
Дед автора восстановил мотор вручную, и он работал много лет.
Моторы 30-40-х годов были ненадежными и малоизвестными.
ЛМ-1 работал на керосино-масляной смеси.
Советские инженеры часто копировали иностранные модели.
ЛМР-6 и ЛММ были речными и морскими моторами.
ЛММ-6 пережил СССР и стал одним из самых старых моторов в мире.
Моторы ЛМР и ЛММ имели разные подводные части и системы охлаждения.
Чайка была копией английского мотора.
ЛМ-250 Волга был собственной разработкой СССР.
Зиф-5 был первым массовым лодочным мотором для населения СССР.
Рига 125 был спортивным мотором с хорошими ходовыми качествами.
Москва была самым мощным мотором СССР, основанным на американском моторе.
Москва-М и Москва-12.5 были дальнейшими развитиями модели Москва.
В 1968 году Ржевцы начали производство моторов "Москва" мощностью 25 и 30 л.с.
Основой для "Москвы" послужил американский мотор "Скот Спот" 1959 года.
Производство было закрыто в 1976 году из-за низкого качества и большого количества рекламаций.
Выпускались модели "Москва-30Д" и "Москва-30ЭД" с удлиненной дейдвудной трубой.
В 1965 году был представлен гоночный мотор "Москва" мощностью 28 л.с.
В начале 60-х годов завод "Салют" начал производство легкого двухсильного мотора.
В 1973 году на смену "Салюту" пришли модели "Салют-М" и "Спутник".
Мотор "Кама" был построен на базе двигателя мотопилы "Дружба".
Производство было прекращено из-за недостаточной мощности и низкой надежности.
Моторы "Ветерок" выпускались с 1964 по 2008 год.
Они отличались низким уровнем шума, надежностью и долговечностью.
Были разработаны гоночные модели для спортивных лодок и скутеров.
Мотор "Вихрь" был разработан на основе немецкого мотора "Кениг-20".
Он стал самым массовым отечественным подвесным мотором, выпускалось до 150 тысяч штук в год.
Мотор имел множество недостатков, но позволял выводить на глиссирование крупные суда.
Мотор "Нептун" был разработан в 1967 году и имел мощность 18 л.с.
Он отличался надежностью и удобством обслуживания.
Были выпущены модификации "Нептун-М" и "Нептун-23", которые показали хорошие результаты на гонках.
Проект мотора ПЛМ-5 Альбатрос обсуждался в 1963 году.
В 1966 году были готовы рабочие чертежи и образцы для испытаний.
В 1967 году проводились ходовые испытания на скутере, но серийного производства не было.
В 1967 году Олег Гаврилов сконструировал и испытал мотор Гном.
Гном был самым легким в мире подвесным мотором с водометным движителем.
Мотор мог выполнять функции электростанции и имел систему зажигания.
Мотор Прибой выпускался с 1968 по 1980-е годы.
Он был двухцилиндровым с дефлекторной продувкой, что обеспечивало надежность и снижение вибрации.
Мотор имел высокий расход топлива и сложности с запчастями.
В 1960-х годах казанские конструкторы создали мотор Привет-22.
Мотор постоянно совершенствовался и участвовал в соревнованиях.
В 1981 году выпуск моторов Привет был прекращен из-за экологических требований и роста цен.
В 1975 году был изготовлен первый отечественный подвесной электромотор Снятток.
Мотор питался от автомобильного аккумулятора и имел современную конструкцию.
Мотор был компактным и удобным для рыбной ловли.
В 1982 году был разработан мотор Форель с двумя режимами работы.
Мотор имел преимущества перед серийным Сняттком, но производство не было освоено.
Были разработаны и другие интересные модели, но массовое производство не началось.
В 1973 году началась разработка мощного лодочного мотора Старт.
Мотор был двухтактным, трехцилиндровым и выпускался с 1973 по 1979 годы.
Мотор не поступил в свободную продажу, но получил положительные отзывы на испытаниях.
В 1981 году цены на лодки и моторы выросли, что снизило спрос.
Завод был вынужден сосредоточиться на производстве турбин для газопровода.
В результате, производство товаров народного потребления было прекращено, и СССР
Первый экспериментальный образец мотора "Бийск-45" был создан в 1990 году.
Мотор показал хорошие результаты на ходовых испытаниях.
В 1992 году началось серийное производство, и первый мотор был собран 19 декабря.
Первый мотор был успешно запущен без дополнительных регулировок.
Запуск сопровождался ажиотажем и ликованием собравшихся.
Мотор получил путевку в жизнь, но вскоре начались проблемы с финансированием.
В 1994 году начались проблемы с неплатежами, что привело к ликвидации компании.
Мотор "Бийск" повторил судьбу других моделей, таких как "Вихрь-40", "Вихрь-50" и "Вихрь-60".
В 1993 году Ульяновцы вернулись к выпуску "Ветерка" с удлиненным дейвудом.
Возобновили выпуск моделей "Ветерок-12" и "Ветерок-20".
В 1995 году освоили производство "Ветерков" с реверс-редуктором.
В 1997 году возобновили выпуск "Нептуна-23" с электронной системой зажигания.
Новый "Нептун" завоевал второе место в гонке и обошел импортные модели.
Продолжались работы по совершенствованию лодочных моторов.
В 2001 году продолжалось производство "Вихрь-25" и "Вихрь-30".
Налажен серийный выпуск водометного мотора "Кроша".
В 2005 году начался выпуск нового "Салюта-2.5".
В 2009 году компания "Лодчные моторы" выпустила первый опытный экземпляр "Импульса".
Мотор прошел испытания на различных типах судов и был запущен в серийное производство в 2012 году.
"Импульс" стал единственным российским лодочным мотором мощностью от 90 л.с.
В 2010 году прекращен выпуск лодочных моторов "Ветерок", "Нептун" и "Вихрь".
Продолжением "Ветерка" стал мотор "Волгарь".
"Волгарь" имеет запатентованную монолитную мотоголовку и мощность 15 л.с. при весе 29 кг.
В 2012 году началось производство моторов "Волгарь" мощностью 9.9 и 15 л.с.
Критика за использование устаревшей подвески "Ветерка".
Возможность модернизации "Ветерка" с помощью мотоголовки "Волгарь".
Спроектированы собственные грибные винты разного шага.
Планировался выпуск моторов мощностью 20, 40 и 50 л.с.
В 2016 году выпуск "Волгаря" прекращен.
В 2017 году в Тольятти возобновлен выпуск мотоголовок "Волгарь".
В 2019 году появился лодочный мотор "АзП-9.9", названный в честь А.З. Поэтн.
"АзП" получил множество изменений и доработок.
На сегодняшний день "АзП" является единственным российским лодочным мотором мощностью 9.9 и 15 л.с.
История отечественных лодочных моторов обширна и интересна.
Многие модели остались только на бумаге или в единственном экземпляре.
Коллекционеры и реставраторы создают музей советских лодочных моторов.