Тема лекции: содержание обучения иностранному языку.
План лекции: цели, взаимосвязь цели и содержания, содержание образования, подходы к структуре содержания обучения.
Особое внимание: коммуникативная ситуация, отбор предметного содержания, пример реализации в учебнике.
Глобальная цель: развитие личности учащегося, способной взаимодействовать в лингвальном и поликультурном социуме.
Компетенции: предметная, ключевые, коммуникативная.
Цель и содержание тесно связаны и имеют единую иерархию.
Образовательная цель: становление социально-коммуникативной личности.
Содержание образования: предметный и процессуальный уровни.
Конкретизация целей: развитие коммуникативной компетенции на каждом уровне владения языком.
Конкретизация целей для каждого года обучения и отдельных тем.
Конкретизация дидактических единиц в рабочих программах и учебниках.
Учитель конкретизирует цели в учебных и коммуникативных задачах.
Определение: содержание образования как триединство становления личности, усвоения опыта, воспитания и развития.
Включает учебный материал и методы обучения.
Деятельностная составляющая: познавательные, ценностно-ориентационные, коммуникативные и другие компоненты.
Когнитивный аспект: система языка, культура, типичные ситуации общения.
Коммуникативный компонент: опыт коммуникативной деятельности.
Учебный и деятельный практический аспект: опыт учебно-познавательной и социально-ориентированной деятельности.
Эмоционально-ценностный компонент: развитие свойств личности и формирование установок.
Дискуссия о содержании обучения в отечественной методике.
Компоненты содержания обучения: знания, умения, навыки, языковой материал, тексты, темы, упражнения.
Терминологическая путаница и смешение понятий.
В словаре методических терминов Азимова-Щукина языковая и речевая компетенция отнесены и к содержанию обучения, и к цели.
Это вызывает терминологическую путаницу.
Инесса Львовна Бим предложила классическое определение: учебный материал, процесс его усвоения и сопровождающие характеристики.
Сергей Филиппович Шатилов выделяет пять компонентов: языковой материал, правила, навыки и умения, тексты и темы, эстетическое и этическое воспитание.
Тема понимается в широком и узком значении: фрагмент действительности и предмет общения в конкретной ситуации.
Предметный аспект включает сферы общения, ситуации общения, темы и тексты, коммуникативные цели и намерения, страноведческие знания и языковой материал.
Включает языковые навыки, речевые умения, компенсационные умения и общеучебные навыки и умения.
Включает лингвистический, психологический и методологический компоненты.
Критика: название "методологический" не совсем уместно.
Вводит термин "иноязычная культура" как содержание иноязычного образования.
Включает знания, опыт речевой деятельности, умения и эмоциональное отношение к процессу овладения языком.
Александр Александрович Миролюбов считает, что наполнение понятия "иноязычная культура" традиционно и ничего нового не введено.
Содержание образования рассматривается через призму культуры и природосообразности.
В дидактике это исследуют Данилюк, Осмоловская, Сериков, Якиманская и другие.
Инесса Львовна Бим разработала модель структуры содержания обучения иностранному языку.
Обучение опирается на материальные продукты культурного опыта человечества.
Учебные действия включают предметно-речевые и универсальные мыслительные операции.
Мета-когнитивные действия формируют когнитивные новообразования у учащихся.
Процесс обучения сопровождается чувствами и эмоциями, что приводит к формированию ценностных ориентаций.
Материальный аспект: единицы языка и речи от буквы до текста.
Идеальный аспект: темы, проблемы, предметное содержание.
Процессуально-деятельный аспект: предметные и речевые действия.
Мотивационный ценностно-ориентационный аспект: чувства и эмоции учащегося.
Цели включают личностные характеристики и компетенции.
Содержание включает отчужденные продукты и способы действия, которые должны быть присвоены учащимся.
Знания возникают в результате личностно обусловленного присвоения информации.
Информация является содержанием, а знания — результатом сложного психического процесса.
Мотивационный аспект связывает цель и содержание обучения.
Он способствует присвоению отчужденной информации и достижению цели.
Интересная форма и содержание текста привлекают внимание ученика.
Мотивированный ученик активно участвует в учебной деятельности.
Успешное развитие умений чтения, говорения и письма.
Если текст не стимулирует мотивацию, цель не достигается.
Ученик может выполнять задания формально ради оценки.
Учебная деятельность становится формальной и не достигает целей.
И.Л. Бим представила развернутое содержание обучения на основе лингвистики и психолингвистики.
Тексты составляют ядро работы над языковым и речевым материалом.
Коммуникативные ситуации возникают при взаимодействии компонентов содержания обучения.
Леонтьев: учебно-речевая ситуация как совокупность условий для правильного речевого действия.
Вопросы о задавании условий и коммуникативных задач учителем.
Модель коммуникативной ситуации Делл Хаймса включает восемь компонентов.
Ван Дейк: условия прагматического понимания в контексте социальной ситуации.
Скалкин: динамическая система взаимодействующих факторов, определяющих речевое поведение.
Обобщенное понимание коммуникативной ситуации включает речевые и неречевые предпосылки взаимодействия.
Пространственно-временные обстоятельства и социокультурный контекст.
Коммуниканты, их отношения, статусы, мотивы и цели.
Сфера и специфика деятельности, вид коммуникативного взаимодействия.
Ситуативные элементы определяют жанр высказывания и выбор лексических средств.
Коммуникативная задача ставится в контексте коммуникативной ситуации.
Не все характеристики ситуации релевантны для всех задач.
В учебном контексте важно понимать, в каких сферах коммуникации можно выстраивать ситуации для обучения.
В документе "Общеевропейские компетенции" выделены четыре основные сферы: личная, общественная, профессиональная и образовательная.
Личная сфера влияет на все остальные и обычно с нее начинается обучение.
Для каждой сферы определяются ключевые элементы, которые используются для подготовки языковых и речевых заданий.
Эти элементы включают место, институты, организации, участников общения, предметы, события и действия.
Пример таблицы с ключевыми элементами для всех сфер общения представлен на экране.
Содержание должно быть необходимым и достаточным для достижения заданного уровня владения языком.
Оно должно быть избыточным для вариативности и доступным для учащихся.
Содержание должно быть аутентичным и мотивирующим, способствующим самообразованию и самореализации.
Примерные образовательные программы и ВНК конкретизируют предметное содержание для каждого этапа обучения.
Пример из документа "Общеевропейские компетенции" показывает перечень тем для порогового уровня.
Каждая тема включает подтемы и специфические понятия, которые расширяются на последующих этапах обучения.
Тема, освоенная на начальном этапе, возвращается на последующих этапах на новом уровне.
Это называется циклической прогрессией содержания обучения.
Пример: тема жилища на уровнях от А1 до Б2 в учебниках немецкого языка.
Примеры из учебников показывают, как реализованы компоненты содержания обучения.
Материальный компонент включает новую лексику и иллюстрации.
Идеальный компонент включает обсуждение проблем и гипотезы.
Процессуальный компонент включает упражнения и задания.
Мотивационно-ценностный компонент делает материал интересным и мотивирующим для учащихся.
Используется тест на общую эрудицию для затравки.
Тема диалога ориентирует на обсуждение проблем защиты окружающей среды.
Пример диалога между молодым человеком и девушкой в продуктовом магазине.
Упражнения развивают речевые умения и языковые навыки.
Работа с лексикой на основе прослушанного диалога.
Упражнения на выражение мнения о важности товаров при покупке.
Тест на эрудицию зажигает интерес к вопросам о потреблении ресурсов.
Примеры вопросов: количество используемой воды, съедаемого мяса, пройденных километров на транспорте.
Мотивирующее содержание помогает достичь целей обучения.
Завершение обсуждения.
Анонс следующей темы: принципы обучения иностранному языку.