Видео недоступно для вставки
Александр Баданцев представляет канал "Трикстер - научная религия".
Канал рассказывает о религиях, учениях и ритуалах.
Тема видео: языческие корни Библии, гимн Эхнатона, договор Асархадона и другие исторические документы.
Проблемы с выводом чата на экран.
Призыв к поддержке лайками и донатами.
Упоминание о спонсорстве на канале в Бусти.
Объяснение термина "языческие корни Библии".
Библия как главная книга христиан и иудеев.
Критика библейской школы и её влияние на восприятие Библии.
Сравнение библейского потопа с эпосом Атрахасиса.
Эпос Атрахасиса как древнейший текст о потопе.
Аналогии между эпосом и библейским повествованием.
Описание эпоса о Гильгамеше и его связь с эпосом Атрахасиса.
Влияние эпоса Атрахасиса на эпос о Гильгамеше.
Мифы о потопе в шумерских источниках.
Мифы о потопе из разных регионов имеют схожие моменты.
Индийские и иранские мифы о потопе похожи на библейский миф.
Мифы о потопе часто гиперболизируют природные явления, приписывая их божеству.
В эпосе Гильгамеша и Атрахасиса есть аналогии с библейскими повествованиями.
В книге Второзаконие есть заповедь оставлять часть урожая беднякам.
Подобный текст найден в шумерском альманахе земледельца, датируемом серединой второго тысячелетия до н.э.
В Библии и альманахе земледельца есть параллели в кормлении волов во время молотьбы.
В шумерском тексте описывается процесс молотьбы и кормление волов.
Это второй пример библейского заимствования из шумерской культуры.
Договор Осархадона и Второзаконие имеют структурные и смысловые параллели.
Второзаконие описывает политический договор между Богом и народом Израиля.
Иудейские авторы Второзакония знали текст договора Осархадона, так как Иудея была в вассальных отношениях с Ассирией.
Обсуждение языческих корней Библии и монолатрии.
Определение термина "язычество" и его применение к различным религиям.
Призыв к зрителям поддержать канал через донаты и бусти.
Яхвизм был первым этапом иудаизма, представляя монолатрию.
Иудаизм стал монотеистичным со временем.
Иудаизм был мировой религией, но не всегда ассоциировался с евреями.
Иудаизм можно исповедовать, не будучи евреем.
Прозелитизм существовал в прошлом, но сейчас его нет.
Многие народы становились иудейскими.
Асархадон и Ашурбанипал изображены на барельефе.
Ашурбанипал был правителем Ассирии с 669 по 627 год до н.э.
Асархадон был его отцом.
Оба текста имеют преамбулу, исторический пролог, участников, свидетелей и требования договора.
Оба требуют обучения детей и любви к царю или богу.
Проклятия в обоих текстах схожи.
Притчи Соломона содержат нравоучительные истории.
Поучения о мини-мопе из древнеегипетского текста совпадают с притчами.
Поучения оказали влияние на другие библейские книги.
В иудаизме наследование религии происходит по отцу.
В Новом Завете род Иисуса Христа описывается по отцу.
Вопрос о запрете служить другим богам остается открытым.
Приветствие и благодарность за просмотр.
Сравнение притч царя Соломона и поучения Мини-Мопе.
Притчи и поучение Мини-Мопе содержат схожие идеи и наставления.
Завещание сыну: обратить внимание на слова и принять их в сердце.
Притчи: не обижать бедных и не притеснять нуждающихся.
Осторожность в речах и избегание глупцов.
Не посягать на чужие земли и не трогать пограничные колья.
Лучше быть бедным, но честным, чем неправедно богатым.
Притчи: лучше сухая корка с покоем, чем дом с враждой.
Параллели между притчами и поучениями.
Поучение Мини-Мопе старше на несколько веков.
Упоминание более раннего текста "Поучение Птахотепа".
Не стремиться сердцем к богатству.
Богатство, пришедшее обманом, не будет долговечным.
Притчи: богатство улетит, как орел.
Не общаться со вспыльчивыми и гневливыми.
Не обсчитывать при взвешивании и не обманывать.
Не изливать душу перед всеми и не заводить дружбу с ненадежными.
Не разделять трапезу с начальством и не начинать разговор первым.
Притчи: внимательно смотри, что перед тобой, и не обжорствуй.
Эпилог из поучения Мини-Мопе и притчи.
Притчи: тридцать изречений и увещеваний.
Параллели и возможные плагиаты.
Гимн Эхнатона, религиозного реформатора.
Отвержение старых богов и почитание Атона.
Искусство и реформы Эхнатона.
Параллели между гимнами
Бог устанавливает основание земли и покрывает большую её часть водой.
Процесс носит боевой характер, с громом и ударом.
Бог устанавливает границы для воды, чтобы она не захлестнула сушу.
Бог создает источник пресной воды, позволяя животным и птицам жить.
Вода насыщает землю, позволяя расти траве и заниматься сельским хозяйством.
Солнце и луна определяют время на земле, что напоминает книгу Бытия.
Бог создает мир, разделяя воду и сушу.
Конфликт с первородным морем является примером войны против хаоса.
Бог создает небо и землю, что символизирует духовный и материальный мир.
Ночь рассматривается как время для охоты опасных животных.
Львы и другие животные обращаются к Богу за пищей.
Восход солнца символизирует пробуждение и начало работы.
Описание ночи и дня в гимне Атону напоминает псалмы.
Люди и животные просыпаются и начинают работать.
Нет нравоучения, только описание действительности.
Бог описывается как создатель всего, что населяет землю.
Земля полна созданий Бога, включая людей, скот и животных.
Бог наделяет всех судьбой и пищей.
Жизнь зависит от Бога, который даёт пищу и дыхание.
Без Бога жизнь невозможна.
Бог обновляет лицо земли и даёт жизнь.
Автор псалма 103 находился под влиянием гимна Атону.
Влияние могло быть не прямым, но значительным.
Древнеегипетское влияние на Иудею было значительным.
Угаритская мифология могла повлиять на понимание Бога в древнем Израиле.
Мифология не имеет границ, и культурная ассимиляция была нормой.
Древние евреи заимствовали из соседних культур, что нормально для того времени.