Видео недоступно для вставки
Спонсор выпуска - магазин "Опершоп".
Обсуждение гештальт-терапии и её отличия от гештальт-психологии.
Гештальт-терапия интегрирует идеи экзистенциальной терапии и психоанализа.
Психоанализ фокусируется на анализе данных и логических цепочек.
Бихевиоризм предлагает практические решения, не углубляясь в прошлое.
Гештальт-терапия критикует излишнюю теоретизацию и объясняет чувства напрямую.
Фриц Перлс выделял три вида "дерьма": слоновьи, бычьи и собачьи.
Слоновьи - излишняя теоретизация, бычьи - ненужные объяснения, собачьи - стандартные фразы.
Гештальт-терапия стремится к прямому выражению чувств, избегая объяснений.
Гештальт-психология возникла как ответ структурализму Вильгельма Вунда.
Макс Вертхаймер и его ассистенты исследовали восприятие движений.
Вертхаймер открыл феномены фи-феноменов, показывающие целостное восприятие объектов.
Гештальтисты утверждают, что восприятие определяется всем полем стимулов.
Принцип целостности гештальта объясняет, что восприятие зависит от структуры целого.
Пример с краном: люди не закрывают кран, если он не имеет большого значения.
Стимулы влияют на восприятие и эмоции.
Пример с капающим краном: восприятие зависит от контекста.
Гештальт-психология изучает целостное восприятие.
Гештальт-психология утверждает, что все стремится к целостности.
Открыты законы восприятия: близость, сходство, замкнутость, симметричность.
Принцип изоморфизма: физиологические и психологические явления схожи.
Лев Выготский интегрировал принципы гештальт-психологии.
Критика: абсолютизация принципов и механистический подход.
Выготский: гештальт стал основой мировоззрения.
Фриц Перлз создал гештальт-терапию, критикуя психоанализ.
Перлз заимствовал термин "гештальт" из психологии.
Гештальт-терапия не связана с гештальт-психологией.
Восприятие ситуации как гештальта.
Пример с комнатой: восприятие света, камер и звуков.
Влияние стимулов на восприятие и поведение.
Друзья находятся в контексте стимулов.
Пример с художницей, ищущей друзей через рисование.
Дружба ситуативна и зависит от контекста.
Люди наделяют вещи и явления качествами на фоне остального.
Принцип гештальта можно экстраполировать на физику и биологию.
В физике молекулы состоят из атомов, которые можно рассматривать как фигуру и фон.
В сериалах, таких как "Теория большого взрыва" и "Друзья", центральные персонажи являются гештальтами.
Персонажи взаимодействуют друг с другом, создавая целостный образ.
Гештальт можно рассматривать как образ на фоне чего-то.
Персонаж "Доктор Хаус" создается взаимодействием с другими персонажами.
Взаимодействие с командой создает его образ.
Гештальт-психология продолжает существовать в более целостных концепциях.
Гештальт-терапия популярна в России и других странах.
В 90-е годы в Россию пришли представители разных школ психотерапии.
Отечественная психология изучала высшие психические функции и возрастное развитие.
Для гармонии с собой и миром нужно доверять мудрости тела.
Удовлетворение потребностей рассматривается как завершение гештальтов.
Неврозы возникают из-за хронического неудовлетворения потребностей.
Я-концепция — это система представлений индивида о себе.
Личность существует субъективно и объективно.
Я-концепция развилась в гуманистической психологии и была заимствована в гештальт-терапию.
Личность может стремиться к самоактуализации или саморазрушению.
Развитие не всегда означает что-то хорошее.
Пример с японскими гейшами показывает, что развитие может быть деформированным.
Зона актуального развития показывает, что человек умеет делать сам.
Зона ближайшего развития — это то, что человек может делать с помощью других.
Развитие не всегда идет по пути самоактуализации.
В гештальт-терапии выделяют пять механизмов саморегуляции.
Интроекция — это усвоение чужих норм и убеждений без ассимиляции.
Интроекты могут быть чуждыми для личности и не ассимилироваться.
Родительские поучения усваиваются ребенком без критического осмысления.
Со временем становится трудно различать интроекты и собственные убеждения.
Пример с защитой родины как интроектом.
Проекция — это отчуждение своих качеств и проецирование их на других.
Ретрофлексия — это поворот энергии на себя, когда потребности не могут быть удовлетворены.
Ретрофлексия может приводить к внутриличностным конфликтам.
Дефлексия — это уклонение от реального контакта с другими.
Конфлуенция — это слияние с окружением, стирание границ между "я" и окружением.
Личность фрагментируется, что приводит к внутренним конфликтам.
Перлз описал конфликт между нападающим и защищающимся.
Внутренние состояния: внутренние родители, взрослые, дети.
Терапевтические направления часто используют схожие концепции.
Фрейд консультировал мало клиентов, возможно, из-за длительности психоанализа.
Современные методы, такие как интернет, позволяют консультировать больше.
Ученый или исследователь может назвать реальность в своих терминах, если она не описана.
Нападающий — это интроект родительских ожиданий, диктующий, что делать.
Защищающийся — это неуверенная часть личности, избегающая ответственности.
Цель гештальт-терапии — интеграция фрагментированных частей личности.
Игры способствуют конфронтации со значимыми переживаниями.
Клиенты примеряют различные роли и отождествляются с чувствами и эмоциями.
Диалог с частями собственной личности помогает интегрировать эмоции и потребности.
Гештальт-терапия фокусируется на телесных ощущениях и эмоциях.
Эмоции ведут к осознанию потребностей.
Важно интегрировать все эмоции и потребности для достижения целостности.
Эмоции помогают понять потребности.
Теория деятельности помогает выстроить действия для удовлетворения потребностей.
Объединение теорий приводит к общему пониманию.
Ориентировочная деятельность помогает в поэтапном формировании навыков.
Примеры из опытов с мишками показывают, как формируется навык.
Важно создавать схемы и действия для достижения целей.
Гештальт-терапевты фокусируются на чувствах и эмоциях.
Методика "два стула" помогает выразить переживания и завершить незавершенные гештальты.
Важно не стесняться выражать свои чувства и потребности.
Процесс дорыдания и доплаты до крика помогает человеку осознать свои чувства.
Люди часто выражают свои эмоции не другим, а себе.
Важно наладить контакт с собой, а не с другими.
Клиент опрашивает ряд лиц по волнующему вопросу, выражая свои чувства.
Незаконченные дела и претензии к окружающим помогают выразить эмоции.
Методики включают проекцию и анализ сновидений.
Клиент представляет себя предметом в заброшенном магазине и описывает свои чувства.
Анализ сновидений помогает интегрировать фрагменты личности.
Цель – стать чувствующим человеком через осознание и переживание.
Стандартные фразы и речевые штампы выхолащивают жизнь.
Искренность важна в общении, чтобы избежать пустых разговоров.
Молчание может быть более значимым, чем пустые разговоры.
Рационализация и объяснения маскируют чувства.
Теоретизирование подменяет переживания абстракциями.
Важно выражать чувства, а не рационализировать их.
Эмоции помогают понять истинные потребности.
Гештальт-терапия помогает целостно смотреть на жизнь.
Эмоции указывают на потребности, но не всегда являются их причиной.
В следующий раз будет обсуждаться когнитивная психология и когнитивно-поведенческая терапия.
Эмоции могут быть результатом восприятия реальности, а не самих потребностей.
Прощание и благодарность за внимание.