Видео недоступно для вставки
ВАЗ 2131, известный как Лада 4x4 5D, отличался удлиненной базой и пятидверным кузовом.
Выпускался с 1996 года опытно-промышленным производством, а с 2016 года на главном конвейере ВАЗ.
Пятидверная Нива задумывалась как носитель агрегатов для первого однообъемника ВАЗ.
Для создания минивэна ВАЗ 2120 Надежда использовалось нивовское шасси.
В 1991 году были построены два макетных образца Нивы с увеличенной колесной базой.
Испытания показали, что растянутая Нива обладает достаточным запасом прочности.
В 1994 году началось серийное производство трехдверной Нивы под маркой "Кедр".
"Кедр" имел четырехместный салон и просторный багажник, но был ограничен в производстве.
Версия 2130 отличалась сиденьями от восьмерки и дополнительным бензобаком.
"Кедр" стал локомотивом семейства удлиненных Нив, помогая отработать технологию изготовления.
Он зарабатывал деньги для дальнейшего развития семейства, включая выпуск пятидверной версии и минивэна.
"Кедр" не был первой удлиненной Нивой, но сыграл важную роль в развитии семейства.
В конце 80-х некоторые конструкторы-энтузиасты создавали удлиненные Нивы с высокой крышей.
Часть машин была зарегистрирована как самоделки и попала в частные руки, а часть выкуплена Лада Банком.
ВАЗ 2131 не был первой пятидверкой, но стал основой для дальнейших модификаций.
ВАЗ 2131 был растянут на 650 мм для размещения санитарных носилок и унификации с серийными узлами.
Заднее сиденье установили по типу "Кедра" 2129.
Пятидверному ВАЗ 2131 требовался мощный двигатель, который прошел все модернизации до Евро-5.
В начале 2000-х в Барнауле освоили выпуск отечественного дизеля ВАЗ 341.
Его пробовали установить на ВАЗ 2131, но массовое производство не стало массовым.
В 1996 году на удлиненную Ниву установили двухлитровый двигатель УМЗ-3320 от Уфимского моторного завода.
Это был редкий пример применения мотора от Москвича на автомобиле ВАЗ.
Трансмиссия Нивы не выдержала мощности двигателя, и проект не получил дальнейшего развития.
В 2001 году появился Антел-1, работающий на водородном топливе.
Привод на переднюю ось осуществлялся от электродвигателя мощностью 25 кВт.
Автомобиль имел запас водорода 60 литров и кислорода 36 литров, развивал скорость до 80 км/ч и имел запас хода 200 км.
В 2005 году построили Антел-2 с доработанной силовой установкой.
В 1998 году создали грузовой электромобиль с кузовом от ВАЗ-2131.
Привод от электродвигателя мощностью 25 кВт осуществлялся только на передние колеса.
Электромобиль был рассчитан на водителя и одного пассажира, имел грузоподъемность 450 кг и запас хода 100 км.
Компания Бронто из Тольятти создает автомобили особо высокой проходимости семейства Рысь.
От обычной Нивы они отличаются усиленными мостами, самоблокирующимися дифференциалами и увеличенным дорожным просветом.
Семейство включает модификации Рысь-1 с трехдверным кузовом, Рысь-2 с пятидверным кузовом и Рысь-3 с пятидверным фургоном.