Александр Беданцев представляет первую лекцию из серии по истории религии.
Лекция посвящена возникновению религии и вере в богов.
Большинство людей на планете причисляют себя к той или иной религии.
Люди верят в божественность Иисуса Христа, Аллаха или перерождение.
Вопрос о происхождении религии остается открытым.
Авраамические религии считают, что первая религия была вера в библейского бога.
Ученые решают проблему происхождения религии иначе.
Благодарность спонсорам и донорам.
Призыв поддержать канал на платформе Boosty.
Ксенофан и Аристотель критиковали антропоморфность греческих богов.
Теория эвгемеризма: боги — это обожествленные предки.
Примеры из мифологии и Библии.
Церковные писатели утверждали, что античные боги были великими людьми.
Примеры из работ Тертуллиана, Оригена и других.
Эвгемеризм как попытка демифологизации религии.
Религиоведение как междисциплинарная наука.
Дэвид Юм предложил гипотезу о происхождении религии.
Юм считал, что религия основана на страхе и невежестве.
Юм утверждал, что изначальной религией был политеизм.
Политеизм возник из страха и невежества.
Шарль де Брос связал фетишизм с первобытными страхами и надеждами.
Макс Мюллер, востоковед и лингвист, считается основателем религиоведения.
Он переводил индийские религиозные тексты и критиковался за проповедь язычества.
В 1868 году стал главой кафедры сравнительной мифологии в Оксфорде и опубликовал книгу "Введение в науку о религии" в 1873 году.
Мюллер считал, что религия началась с восприятия бесконечного.
Природные объекты, такие как солнце и луна, были персонифицированы как боги.
Первобытные люди наделяли конечные объекты бесконечными свойствами, что привело к первой форме религиозности.
Мюллер объясняет, что восприятие бесконечного связано с объектами, которые оставляют за собой неизвестный остаток.
Примеры таких объектов: большие деревья, моря, океаны, небесные тела, горы, земля, облака и небо.
Эти объекты вызывают чувство бесконечности, что приводит к обожествлению.
Обожествление произошло в отношении полуосязаемых и неосязаемых объектов.
Полуосязаемые объекты стали обычными богами, а неосязаемые — великими богами.
Со временем религиозность регрессировала до фетишизма и культа осязаемых объектов.
Мюллер объяснял, что обожествление произошло из-за потери метафорического смысла слов.
Пример из религии зулусов: образ предка стал восприниматься как неведомое существо.
Мифологическая концепция Мюллера оказалась спекулятивной и малообоснованной.
Герберт Спенсер считал, что религия развивалась из культа предков.
Первобытные люди наделяли умерших предков духовными сущностями.
Вера в духов предков привела к созданию религии для взаимодействия с ними.
Эдуард Тайлер утверждал, что анимизм является минимумом религии.
Он считал, что первобытные люди приписывали душу не только людям, но и предметам.
Тайлер был лидером английской школы эволюционизма и считал, что анимизм — результат дедуктивного и логического процесса.
Магическое мышление основано на двух принципах: закон подобия и закон соприкосновения.
Закон подобия: подобное производит подобное.
Закон соприкосновения: вещи, пришедшие в соприкосновение, продолжают взаимодействовать на расстоянии.
Перуанские индейцы сжигали изображения врагов на дороге.
Малайское колдовство: изготовление куклы из частей тела жертвы и её сжигание.
Современные примеры: страх выбрасывать волосы в мусор из-за порчи.
Магия влияет на природу и людей напрямую, религия — через сверхъестественных существ.
Роберт Маретт исследовал доанимистическую религиозность.
Маретт считал, что первобытные люди верили в безличную сверхъестественную силу, которую он называл маной.
Маретт критиковал концепцию анимизма Тайлера.
Мана и табу лучше объясняют происхождение религии.
Мана и табу гомогенны и выражают нематериальное.
Первобытные люди наделяли предметы сущностями, такими как душа и мана.
Эти концепции не учитывают весь религиозный опыт и используют некорректные методы.
Ученые использовали материалы от путешественников и миссионеров.
Робертсон Смит считал, что первой формой религии был культ клана или тотемизм.
Эмиль Дюркгейм акцентировал внимание на социальных функциях религии.
Религия — это коллективные представления и обряды, объединяющие людей.
Дюркгейм дал определение религии как системы верований и практик, разделяющих мир на сакральное и профанное.
Религия объединяет людей в нравственное сообщество, называемое церковью.
Дюркгейм критикует анимизм и натурализм, предлагая тотемизм как более фундаментальную концепцию.
Тотемизм был описан до Дюркгейма, включая Джеймса Фрезера.
Тотем — это священный предмет или символ, отражающий группу людей.
Религия по Дюркгейму — это культ общества, отраженный в священных символах.
Религию нельзя убрать из общества через просвещение.
Религия — это культ священного, а не учение о сверхъестественном.
Макс Вебер изучал религию с точки зрения ее влияния на социальные институты.
Вебер считал, что религия развивается от примитивных к более развитым формам.
Он изучал влияние религии на государство, семью и экономику.
Вебер утверждал, что первобытная религия происходит из магии.
Первобытные люди использовали магию для удовлетворения хозяйственных потребностей.
Религиозные и магические действия не следует выделять из повседневных действий.
Магия — это манипуляция незримыми силами для стабильности и предсказуемости.
Магия и ритуалы необходимы для стабильности в непредсказуемом мире.
С переходом к земледелию и усложнением общественных отношений, религия становится более сложной.
Боги и духи становятся трансцендентными и требуют определенного поведения от людей.
Концепции Дюркгейма и Вебера определяют религию как социальную функцию.
Карл Маркс и Зигмунд Фрейд также рассматривали религию, но в контексте европейского и христианского дискурса.
Про-монотеизм утверждает, что первой религией был монотеизм, а затем культура усложнилась, что привело к политеизму.
Лэнг считает, что вера в бога возникла через творческий процесс.
Первобытные люди задавались вопросами о происхождении вещей, что привело к идее могущественного создателя.
Лэнг не был столь категоричен, как Вильгельм Шмидт, который разработал концепцию примитивного монотеизма.
Шмидт критиковал эволюционную концепцию религии, утверждая, что культурные круги развивались независимо.
Он сравнивал верования разных племен и находил общие черты, свидетельствующие о вере в единого бога.
Шмидт считал, что первобытные люди верили в бога-творца, который дал людям законы и любовь.
Концепция Шмидта была необоснованной и спекулятивной.
Он пытался совместить историю религии с библейской парадигмой, что делало его подход апологетическим.
Леви-Брюль критиковал Тайлора и Фрэзера за их идеи о невежественности как причине религии.
Леви-Брюль утверждал, что первобытные люди имели до-логическое мышление, не различая естественный и сверхъестественный мир.
Они приписывали причины событий магии или воле богов, а не естественным причинам.
Леви-Брюль описал мистический опыт как следствие до-логического мышления.
Психологические концепции религии акцентируют внимание на религиозном чувстве.
Вильгельм Вундт считал, что религия возникает из проецируемого страха.
Роберт Лоуи исследовал религию индейцев кроу и пришел к выводу, что религия — это чувство, порождающее поведение.
Малиновский занимался антропологическими и социологическими исследованиями, но его вклад в психологию религии был значительным.
Он считал, что религия социально ориентирована и служит психологической стабильности племени.
Религия помогает справляться с эмоциональными стрессами, особенно в кризисные моменты жизни.
Малиновский утверждал, что дикари боятся смерти и ищут утешение в идее души и духовного существования.
Религия предлагает веру в бессмертие и жизнь после смерти, что помогает справляться с утратой.
Религиозные ритуалы, такие как поминовение и причастие, обеспечивают утешение и поддержку скорбящим.
Религия помогает справляться с ситуациями, которые невозможно полностью контролировать.
Пример с рыбной ловлей на Тробрианских островах показывает, как магия используется для безопасности в рискованных ситуациях.
Религия снижает тревогу и создает чувство контроля, особенно в условиях неопределенности.
Эванс-Причард критикует теории происхождения религии, утверждая, что они спекулятивны и не проверяются на практике.
Он считает, что бессмысленно искать первоначальное состояние религии, так как все теории основаны на произвольных и непроверяемых основаниях.
Религия может быть одновременно политеистической и монотеистической, в зависимости от контекста.
Клиффорд Гирц утверждал, что религия — это система символов, с помощью которых люди устанавливают связь с священными вещами.
Религия появилась при наличии культуры и языка у первобытных людей.
Важной вехой в изучении религии стало изучение поведения животных и когнитивистика.
Роберт Белла считает, что религия возникает при наличии языка или развитых средств коммуникации.
Родительская забота и игровая деятельность являются основополагающими для развития религии.
Ритуал и миф, соединенные с языком, привели к зарождению религии.
В 1950-х годах началась когнитивная революция, включающая исследования мозга и сознания.
В 1960-х ученые начали изучать религию, что привело к появлению когнитивного религиоведения.
Робин Хортон предложил подход, основанный на эссенциализме и антропоморфизме.
Люди склонны приписывать окружающим объектам человеческие качества.
Хортон утверждает, что религия возникает из-за расширения социальных отношений на природные объекты.
Люди видят связь между природными явлениями и человеческими отношениями.
Первый подход утверждает, что антропоморфизм интуитивен и необходим для восприятия мира.
Второй подход, культурная эпидемиология, предполагает, что религиозные идеи легко запоминаются и передаются.
Паскаль Боя считает, что религия является результатом когнитивных искажений.
Охотник в саванне может интерпретировать звуки как действия опасных существ.
Люди склонны видеть одушевленность в окружающих объектах.
Пример с обвалившейся крышей дома показывает, как люди объясняют природные явления через сверхъестественные силы.
Гиперактивное обнаружение агентов может быть эволюционным преимуществом.
Религия может быть побочным продуктом механизмов мышления.
Джесси Беринг утверждает, что вера в потусторонние силы способствует честному поведению.
Вера в потусторонние силы помогает детям соблюдать правила.
Брюс Худ считает, что дети склонны к верованиям, которые кажутся им возможными.
Эксперимент с оскверненным свитером показывает, как упоминание о негативном человеке влияет на восприятие предмета.
Психологический эссенциализм стал причиной возникновения первых религий.
Эссенциализм помогает преодолевать социальную объективацию, видя в других людях личности.
Брюс Худ утверждает, что у каждого человека есть священный сверхчувственный смысл.
Роберт Белли искал истоки религии в животном мире, но остановился на развитом языке людей.
Современные исследования показывают, что религиозное начало присутствует у развитых животных.
Обезьяны и слоны демонстрируют ритуальные поведения, что может быть связано с религиозными чувствами.
Донован Шефер утверждает, что религия по своей сути является благоговением и трепетом.
Джейн Гудолл описывает, как шимпанзе реагируют на водопады с чувством благоговения.
Эти чувства могли стать причиной первых анимистических религий.
Археологические находки не могут однозначно свидетельствовать о первобытной религии.
Современные племенные общества могут быть полезны для реконструкции первобытных верований.
Захоронения и наскальные рисунки не всегда интерпретируются как религиозные символы.
Археологические находки позволяют говорить о религиозных представлениях в эпоху среднего и верхнего палеолита.
Сложные орудия труда и охоты свидетельствуют о концептуальном подходе и абстрактном символизме.
Использование охры и другие находки могут указывать на религиозные верования.
В пещере Брюникель найдены кольца из сломанных сталагмитов, созданные неандертальцами.
В пещере Куэвад-Куерд найдены черепа животных, возможно, связанные с охотничьими ритуалами.
Неандертальцы имели похоронные ритуалы, но это не всегда свидетельствует о религиозности.
Венеры палеолита считаются первыми фетишами и могут быть связаны с культами плодородия.
Венера Виллендорфская, найденная в Австрии, датируется около 30 тысяч лет и считается статуэткой богини-матери.
В 2008 году в Германии нашли статуэтку Венеры возрастом 40-35 тысяч лет.
В России есть три места с палеолитическими Венерами: Мальтийская стоянка в Иркутской области и стоянки в Курской и Воронежской областях.
Эти статуэтки отличаются от европейских образцов и могут быть амулетами.
Существуют спекуляции о культе медведя и ритуальном каннибализме.
В стоянке Сунгирь найдены захоронения с украшениями, возможно, принесенные в жертву богам.
Наскальные рисунки и скульптуры, такие как человек-лев, могут иметь религиозное значение.
Находки среднего и верхнего палеолита могут иметь религиозный контекст.
Статуэтки и рисунки могли служить для обучения детей и сохранения памяти о членах племени.
Педагогический аспект может объяснять создание статуэток и рисунков.
В эпоху неолита, около 12 тысяч лет назад, найден Шигирский идол.
Идол покрыт орнаментами и имеет личины, возможно, посвященные иерархии божеств.
Линии на идоле могут символизировать мифологические представления.
Храм Гюбекли-Тепе в Турции содержит колонны с рельефами животных и абстрактными символами.
Храм использовался для ритуальных жертвоприношений и мог быть местом паломничества.
Создание храма требовало больших социально-экономических ресурсов и религиозно-культурного развития.
Организованная религиозность возникла в период верхнего палеолита.
Анимизм и вера в загробную жизнь предшествовали вере в богов.
Шаманизм укреплял социальные нормы и помогал в миграции людей.
Вера в духов и загробную жизнь была основой первых религиозных обществ.
Культ предков и вера в больших богов возникли позже.
Следующая лекция будет посвящена автохтонным верованиям народов Океании, Австралии, Африки, Сибири, Северной и Южной Америки.