Видео недоступно для вставки
Проект "Касса" и культурный комплекс "Этот мир" подготовили тему о помирцах и их отличии от таджиков.
Профессор Оксфордского университета Макс Мюллер и географ Карл Риттер считают Памир родиной арийской ветви и всего человечества.
Памирский край населяли жители, говорившие на восточно-иранских языках, что связано с экспансией кочевых саков.
Заселение началось в VIII-VII веках до н.э. и сопровождалось миграцией ираноязычных сообществ.
Археологические данные подтверждают оживленные торгово-политические коммуникации с Ферганой, Восточным Туркестаном, Индией и Афганистаном.
Александр Великий утвердил политическую власть греков в регионе, несмотря на сопротивление памирских народов.
Пребывание македонян отразилось на династическом наследии правящей элиты, управлявшей Памиром в течение двух тысяч лет.
Потомками Александра стали называть себя представители различных памирских народов.
Кушаны образовали империю на территориях Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.
Памирские народы находились в зависимости от кушанов, что подтверждается находками монет и оборонительных крепостей.
Эфталиты появились в регионе в IV веке н.э. и оставили значительный след в материальной культуре и народных легендах.
До арабского завоевания Памир находился в номинальной зависимости от Танской империи.
В IX веке Памир находился под властью Тахиридов, затем Саманидов, Газневидов и Гуридов.
В XI веке произошла исламизация под эгидой исмаилизма, что выделило регион особняком.
Зороастризм и буддизм также имели глубокие корни в регионе.
Буддизм был особенно силен в Вахане, через который мигрировали индийские паломники.
Обращение населения Западного Памира в ислам происходило постепенно, проповедь велась представителями преследуемых исламских течений.
Шиитские улемы пользовались покровительством центральных властей.
Проповедники во главе с Мухаммадом ан-Насафи пользовались успехом в культурных центрах Мавераннахра.
Политическая деятельность Саманидов требовала мощной культурной традиции для поддержания централизованного управления.
После низложения Саманидов тюркские правители начали преследования исмаилитов, которые бежали в труднодоступные районы Памира.
Исмаилизм вобрал в себя древние верования Бадахшана.
С появлением Насира Хорова исмаилизм окончательно закрепился на Памире.
Доктрина исмаилизма стала формообразующей моделью для самосознания жителей Памира.
После ослабления монгольского владычества Памир испытал натиск Амира Тимура, который подчинил Афганистан и Гиндукуш.
Памир с XVI века испытывал череду войн за независимость.
Бадахшан входил в состав империй Великих Моголов, Шейбанидов и Аштарханидов.
Владычество Аштарханидов над Западным Памиром продлилось долго.
В XIX веке Западный Памир испытывал экономические лишения и зверства.
Казни проводились ежедневно, кишлаки выжигались, а поля выравнялись лошадьми.
Девушки и женщины края подвергались насилию и эксплуатации.
Духовные лидеры региона обратились к царской России за покровительством.
В 1895 году Россия и Британия установили территориальные сферы влияния.
В 1904 году Шугнан, Рушан и Ваххан были присоединены к Российской империи.
Памирцы выделяют себя как отдельный этнический и социокультурный кластер.
Памирские языки входят в восточно-иранскую группу, а таджикский язык — в юго-западную подгруппу.
Письменность у памирских языков не получила широкого развития, в отличие от таджикского языка.
У таджиков отмечается примесь монголоидных элементов.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона описывает
Таджики имеют продолговатое лицо, высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы и густую бороду.
Помирцы отличаются европейской внешностью: округлые черты лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы.
Зарубин писал, что горных таджиков можно принять за крестьян средней полосы России.
Рассмотрим различия в религиозных воззрениях.
Ислам является самой распространенной религией в Таджикистане.
В 2009 году ислам ханафитского мазхаба был утвержден как официальная религия, поддерживаемая государством.
Жители горного Бадахшана в подавляющем большинстве исповедуют исмаилизм, который охватывает 95% населения региона.
Исмаилитская традиция является ключевой мировоззренческой скрепой, сплачивающей помирские народы.
Памирский край служил убежищем и родным кровом для различных народов.
Здесь живут потомки этих народов, бережно хранящие свое древнее наследие.
Пожелаем памирскому народу оставаться на высоте своего духовного призвания и продолжать нести факел свободолюбия.
Надеемся, что выпуск понравился зрителям.
Призываем подписываться, ставить лайки и оставлять комментарии с темами для следующих выпусков.
С вами был проект Окасса, до новых встреч.