Поэзия Серебряного века основана на трёх течениях: символизме, акмеизме и футуризме.
Символизм имеет философскую основу, футуризм легко узнаваем по стихам Маяковского, Кручёных, Хлебникова.
Акмеизм начался в 1913 году и угас после Октябрьской революции 1917 года.
Символисты, такие как Вячеслав Иванов и Валерий Брюсов, писали о мистических темах и ночи.
Их стихи полны образов теней, призраков и сна.
Символисты стремились проникнуть в иные миры и эпохи через мистические практики, например, спиритизм.
Символисты собирались в башне Вячеслава Иванова в Санкт-Петербурге.
Собрания назывались «Академия стиха» или «Общество ревнителей художественного слова».
Молодые поэты, такие как Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Осип Мандельштам, посещали эти встречи.
В 1911 году молодые поэты покинули собрание «Академии стиха» после разгромного анализа стихотворения Гумилёва «Блудный сын».
Это событие стало началом акмеизма.
20 октября 1911 года в Царском Селе состоялась первая встреча нового литературного кружка «Цех поэтов».
«Цех поэтов» был местом для обсуждения стихов и получения квалифицированной оценки.
Гумилёв и Городецкий выступали в роли «синдиков», защищая начинающих поэтов.
Собрания способствовали развитию филологической грамотности и улучшению стиха.
Михаил Кузьмин в статье «О прекрасной ясности» призывал к ясности, гармонии и упорядоченности в искусстве.
Акмеисты стремились к соответствию формы содержанию, чёткой композиционной очерченности и простоте синтаксиса.
Статья Кузьмина стала ориентиром для акмеистов.
Сергей Городецкий представил термины «акмеизм» и «адамизм» в литературном кабаре «Бродячая собака» в 1912 году.
Николай Гумилёв дополнил выступление, сравнивая символизм с «женской струёй» в поэзии, а акмеизм — с «мужской струёй».
В январе
Символизм стремится к познанию неведомого, а акмеизм признаёт непознаваемое и не стремится к его познанию.
Акмеисты строят «собор» через творчество, в отличие от символистов, которые стремятся к «неведомому».
Городецкий считает, что символизм не ответил на насущные литературные вопросы и не выразил русский дух.
Он обвиняет символистов в непонятности и фантомности мира.
Акмеисты должны принять видимый мир во всём его многообразии и первозданности.
Термин «акмеизм» связан с миссией Адама дать имена всему живому.
Виктор Жермунский сравнивает акмеизм с живописью, а символизм — с музыкой.
Символизм создаёт ассоциации и образы, а акмеизм — чёткое изображение действительности.
Мандельштам подчёркивает важность слова как строительного материала поэзии.
Поэт сравнивается с архитектором, а творчество — с замком.
Шесть акмеистов: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Сергей Городецкий, Владимир Нарбут.
В стихотворении «Вон и день» Гумилёв описывает слово как строительный материал, способный останавливать солнце и разрушать города.
Слово сравнивается с Богом, а мёртвые слова — с пчёлами в опустелом улье.