Завод в Тольятти еще не существовал, но инженеры уже мечтали о переднеприводном автомобиле.
Партнером для Волжского автозавода выбрали итальянский Fiat, но итальянцы отказались делиться наработками.
Через год стало ясно, что Fiat действительно работал над переднеприводным автомобилем.
Советские специалисты начали разработку модели с передним приводом в 1968 году.
В 1972 году был представлен первый образец, созданный без помощи иностранных специалистов.
Автомобиль имел 50-сильный мотор объемом 0.9 литра и трехступенчатую коробку передач.
Рулевой механизм и передняя подвеска были взяты от Запорожца, но серьезно переделаны.
Некоторые детали отделки и панель приборов были взяты от ВАЗ-2101.
Модель получила прозвище "Чебурашка" из-за неудачных испытаний.
Двигатель был сырым, спидометр не работал, выхлопные газы попадали в салон.
Инженеры не сдались и создали второй вариант ВАЗ-2Э1101.
Третий вариант ВАЗ-3Э1101 также не был успешным.
Наработки были переданы Запорожскому предприятию, где они легли в основу модели Таврия.
Опыт и наработки использовались при создании других моделей ВАЗ, таких как ОКА, Самара, Нива и десятка.