14 августа 1967 года над Каспием поднялся экраноплан модели КМ.
Экраноплан весил 500 тонн и развивал скорость в пять раз выше лучших военных кораблей.
Создатель экраноплана, Ростислав Алексеев, был выдающимся конструктором, но его идеи не получили широкого признания.
На берегу Волжского притока Троцы, недалеко от Нижнего Новгорода, находилась секретная испытательная база ЦКБ Ростислава Алексеева.
База была выбрана из-за удаленности, скрытности и возможности построить цеха и причалы.
В 60-е годы здесь кипела жизнь, и Алексеев был центром этой вселенной.
Ростислав Алексеев родился в 1916 году в Брянской области.
В 1930 году его семья переехала в Нижний Тагил, где он учился в ФЗУ и работал слесарем.
В 1933 году семья вернулась в Горький, и Алексеев поступил на кораблестроительный факультет.
В 1950-х годах Алексеев начал заниматься катерами на подводных крыльях.
В 1940 году он подал рапорт в ВМФ с предложением создать новый тип боевого катера.
В 1943 году был спущен первый катер на подводных крыльях А-4.
В 1957 году Алексеев создал первое пассажирское судно на подводных крыльях "Ракета".
В 1962 году ему присудили Ленинскую премию и степень доктора наук.
В 1962 году он начал разработку экранопланов, которые могли летать над водой.
Экраноплан использует эффект близости пастилающей поверхности для создания подъемных сил.
В 1962 году под Москвой прошли секретные испытания экраноплана.
Хрущев поддержал создание экранопланного флота, и Алексеев начал работать над этим проектом.
В 1960-х годах Алексеев имел свое конструкторское бюро и экспериментальный завод.
Он работал с лучшими инженерами и имел большой творческий коллектив.
Алексеев мешал другим КБ, чтобы сосредоточиться на создании экранопланов.
Экраноплан требует другой техники вождения, чем самолет.
В 1964 году на испытаниях произошла первая серьезная авария, пилот и инженер погибли.
Алексеев получил выговор, но проект не закрыли.
На стапелях Красного Сормова начали строить новый экраноплан "Корабль-макет" КМ.
Строительство КМ было трудным, сроки поджимали.
Алексеев и его команда работали без выходных, что привело к усталости и жалобам.
В 1966 году КМ был завершен и успешно испытан.
В 1968 году Алексеева сняли с руководства, но оставили главным конструктором.
Он полностью ушел в работу, но согласования шли трудно.
Через пять лет был готов новый проект - экраноплан "Орленок".
В 1974 году "Орленок" успешно прошел госкомиссию.
Во время испытаний произошла авария, но проект не закрыли.
Алексеева отстранили от всех должностей, даже от полигона.
Алексеев остался без власти и базы, но продолжал работать.
В 1980 году он погиб, помогая вытащить модель экраноплана.
Его наследие осталось под грифом секретности, а его экранопланы стали памятниками.