Лекция посвящена кантате Карла Орфа "Кармина Бурана".
Произведение стало важным для музыкальной культуры первой трети XX века.
Обсуждение музыкальной формы, языка композитора и сборника текстов.
Название "Кармина Бурана" не принадлежит Орфу.
Орф нашел сборник текстов в баварском монастыре в 1934 году.
Сборник включал около 250 текстов на разных языках, включая латынь и старофранцузский.
Колесо фортуны символизирует изменчивость судьбы.
Орф использовал изображение колеса фортуны на первой странице сборника.
Колесо символизирует переход от возвышения к унижению и наоборот.
Орф выбрал 24 текста для 25 номеров кантаты.
Музыка была написана за две недели, а партитура создавалась до премьеры в 1937 году.
В исполнении участвуют расширенный оркестр, хоры и солисты.
Тексты включают политические, бытовые и любовные сюжеты.
Орф выбрал тексты, отражающие темы весны, грехов и любви.
Колесо фортуны символизирует постоянное движение и изменчивость.
Орф с детства увлекался музыкой и театром.
Он бросил гимназию ради музыки и театра.
Орф искал свой стиль, экспериментируя с различными жанрами.
"Кармина Бурана" изначально задумывалась как сценическое произведение.
После Второй мировой войны кантата стала частью театрального репертуара.
Композиция кантаты напоминает цикличность времени и судьбы.
Первый номер кантаты, хор "Фортуна", является обработкой жалобы Афродиты из оперы Монтеверди.
Орф использует латынь и средневековые мотивы.
Мелодия хора соответствует текстам XIII века.
Музыка Орфа действует не только за счет мелодии, но и благодаря формам а-стенаты.
Основная часть хора повторяется с узнаваемыми интонациями, что облегчает восприятие текста на латыни.
Латинский текст скандируется, создавая ритмичный рисунок, напоминающий церковные тексты.
Пролог "Фортуна" впечатляет, но дальнейшее развитие кантаты идет по системе контраста.
Первая часть строга по мелодии и ритму, напоминая григорианский хорал.
Текст "Оплакиваю раны, нанесенные судьбой" продолжает тему судьбы и рефлексии.
Орф использует цветовую символику, начиная с черного цвета фортуны и заканчивая белым цветом чистоты.
В финале появляется красный цвет, символизирующий царскую власть и любовь.
Вторая часть включает сольные высказывания, что подчеркивает личное отношение к происходящему.
Тексты в "Кармине Буране" написаны вагантами, бродячими студентами и музыкантами.
Эти тексты отражают светскую культуру и включают темы любви, вина и весны.
Орф использовал минималистичные инструменты и народные бытовые интонации.
Орф изучал инструментоведение по трактату Берлиоза и использовал необычные составы инструментов.
В двенадцатом номере звучит высокий фагот, вторящий тенору.
Песня жареного гуся символизирует судьбу, превращающую лебедя в черного.
Третья часть посвящена любовной лирике и развивается мерными шагами времени.
Начинается с пасторального эпизода, где Купидон и девушка выражают тоску по любви.
В номере девятнадцать используются два хора, переговаривающиеся друг с другом, что создает эффектный посыл к любви.
Кантаты Карла Орфа развиваются на одном дыхании, несмотря на их воинственную тематику.
Орф использовал особые тексты, инструменты и язык, сочетая интонации Возрождения, народной музыки и современные элементы.
Дирижер Порт Венглер считал, что музыка Орфа уникальна и не имеет аналогов.
Орф использовал все возможности инструментов, что позже переняли Айвс и Шенберг.
Орф уничтожал свои произведения, поэтому многие его работы не сохранились.
Кармина Бурана перекликается с литературными шедеврами, картинами Босха и гравюрами Гольбейна.
Вторая часть кантаты высмеивает грехи церковных служителей, как в "Плясках смерти".
Орф также увлекался жанром мистерии и музыкой Баха, Дебюсси и Штрауса.
Мир потерял многие произведения Орфа, но его педагогическая школа и два хора Кармина Бурана остаются значимыми.
Орф оставил значительный след в музыкальной культуре, несмотря на уничтожение своих работ.
Призыв оставлять комментарии и присылать отзывы на почту филармонии.