Эпоха Просвещения способствовала расцвету музыкального и театрального искусства в Европе.
В Англии доминировали постановки с моральным содержанием, во Франции — сатирические мотивы, в Италии — эмоции и образность, в Германии — бытовые темы.
Европейская мода на театральные постановки не могла не коснуться России.
Иностранные артисты стремились попасть в Россию, но Петр I не считал это нужным.
При Петре II концерты стали обязательной частью придворных праздников.
Анна Иоанновна пригласила итальянских и французских оперных исполнителей, что стало началом оперных постановок на русском языке.
В царствование Елизаветы Петровны возникли театры при учебных заведениях Петербурга и Москвы.
Федор Волков стал первым русским профессиональным актером и режиссером.
В 1756 году был учрежден Русский для представления трагедии и комедии театр, где Волков стал директором.
Уличные театры были популярны среди простого народа.
Главными артистами были скоморохи, для детей ставились кукольные постановки.
Уличные театры были непременным атрибутом народных гуляний.
Романс как жанр музыки появился при Елизавете Петровне.
Романсы были популярны не только в России, но и за рубежом.
В XVIII веке в России получил развитие кант — многоголосая бытовая песня.
В эпоху Екатерины II развивалась русская оперная музыка.
Наиболее популярными были оперы Бортнянского, Пашкевича, Фомина и других композиторов.
Крепостной Матинский и Хандошкин стали выдающимися композиторами и музыкантами.
Итальянские музыка и пение были популярны на балах и празднествах.
Русские вельможи заводили домашние театры с крепостными певцами и актерами.
Крепостная Прасковья Ковалева-Жемчугова стала женой своего хозяина графа Шереметьева.
В XVIII веке зародились русская опера и балет.
Появился первый публичный театр в России.
Федор Волков считается основателем русского театра.