Вадим Валерьевич Васильев представляет курс по философии сознания.
Курс сосредоточен на новейших тенденциях в философии сознания.
Основная задача курса - разобраться в проблеме сознания и рассмотреть различные концепции и теории.
Курс будет сосредоточен на последних пятидесяти годах, когда было много новых идей в философии сознания.
Будут обсуждаться как идеи, так и их носители - философы, которые их высказывают.
Курс будет включать обсуждение книг и статей современных философов.
Выражение "философия сознания" имеет проблемы с переводом на русский язык.
В английском языке есть термин "consciousness", который лучше передает смысл.
В русском языке нет точного аналога для "consciousness", что вызывает трудности при переводе.
Термин "философия сознания" уходит корнями в эпоху Просвещения.
В шотландской школе здравого смысла этот термин впервые появился в конце XVIII века.
В XX веке термин стал широко употребляться, особенно во второй половине века.
В России нет научной специальности "философия сознания".
В англоязычной традиции философия сознания является одной из основных областей философии.
Философия сознания тесно связана с аналитической философией, которая процветает в англоязычном мире.
Обсуждение аналитической и континентальной философии.
Противопоставление аналитической и континентальной философии.
Смешные термины, такие как "островная" и "синтетическая" философия.
Классические философы обсуждают вечные вопросы.
Примеры вопросов: знание, сознание, мораль, Бог, красота.
Обсуждение в доказательной манере.
Аналитическая философия как наследница классической философии.
Обсуждение вечных вопросов в доказательной манере.
Различие между аналитической и континентальной философией.
Рассел, Мур и Витгенштейн как основатели аналитической философии.
Влияние на современную аналитическую философию.
Специфические черты аналитической философии.
Преемственность аналитической философии с классической метафизикой.
Переход от ранней аналитической философии к современной.
Важность философии сознания в аналитической философии.
Философия сознания как маргинальная тема.
Рост значимости философии сознания в конце XX века.
Джон Серл о философии сознания как первой философии.
Параллельное развитие философии сознания и психологии.
Влияние психологии на философию сознания.
Аналитическая философия ориентирована на союз с наукой.
Психология как научная дисциплина зародилась в конце XIX века.
В США и Европе начали создаваться лаборатории для научной работы в психологии.
Первые психологи использовали интроспективную методологию.
Интроспекция требовала тренировки и опыта.
Ученые достигли успехов в описании ментальных состояний, но столкнулись с проблемами объективности.
Джон Уотсон предложил изучать поведение, а не внутренний мир.
Бихевиоризм позволил психологии стать респектабельной наукой.
Внутренний мир был вынесен за скобки, что привело к маргинальности проблемы сознания в аналитической философии.
Скиннер стал признанным лидером бихевиоризма в середине XX века.
Он экспериментировал с крысами и голубями, но стремился объяснить человеческое поведение.
В 1950-х годах он опубликовал книгу о вербальном поведении, что вызвало критику.
Хомский, лингвист, критиковал книгу Скиннера, показывая её противоречия.
Хомский возродил идею универсальной грамматики, что противоречило бихевиоризму.
Его критика привела к падению бихевиоризма и снятию научного запрета на изучение внутреннего мира.
Гилберт Райл сыграл ключевую роль в противопоставлении аналитической и континентальной философии.
Он ввел термин "континентальная философия" и противопоставил её аналитической философии.
Райл рассуждал о сознании в бихевиористском ключе, что было популярно в конце 1940-х годов.
В 1949 году вышла книга Райла "Понятие сознания", которая доступна в русском переводе.
Книга рекомендуется читать в оригинале для лучшего понимания.
Райл был логическим бихевиористом и другом Витгенштейна, который критиковал приватный язык.
Райл стремился изгнать идею о внутренней реальности, отличной от физической.
Он считал, что многие люди не могут отказаться от идеи внутренней реальности.
Райл пытался переосмыслить слова ментального словаря, чтобы они отсылали к поведенческим паттернам.
Райл утверждал, что слова ментального словаря, такие как "желание", могут быть переосмыслены как поведенческие диспозиции.
Он приводил пример желания выпить воды, объясняя его как предрасположенность организма.
Райл перетолковывал ментальные состояния, избавляя их от мифического внутреннего смысла.
Книга Райла вызвала большой резонанс, но не везде удалось реализовать его проект.
Возникла школа теоретиков тождества, которые утверждали, что ментальные состояния тождественны состояниям мозга.
После краха бихевиоризма стало респектабельным рассуждать о внутренних состояниях.
В 1970-х годах началось движение за самостоятельный статус внутреннего мира.
Томас Нагель, нью-йоркский философ, активно выступал за это.
Его статья "Каково это быть летучей мышью" стала важным этапом в этом движении.
Возникновение разных позиций в философии сознания привело к спорам и развитию.
Внутренние факторы также способствовали возвышению философии сознания.
До 80-х годов аналитическая философия фокусировалась на философии языка.
Джон Серл переориентировал аналитическую философию на философию сознания.
Серл продолжил дело Джона Остина, но пришел к выводу, что для систематизации речевых актов нужно изучать ментальные состояния.
Серл провозгласил, что философия языка — это ветвь философии сознания.
Нейронаука также способствовала развитию философии сознания.
Фрэнсис Крик, лауреат Нобелевской премии, изучал нейронные корреляты сознания.
Крик предложил искать нейронные корреляты сознания, чтобы понять, какие процессы в мозге отвечают за субъективные переживания.
Он нашел талантливых помощников, включая Патрисию Черчленд, которая ввела термин "нейрофилософия".
Крик считал, что философы могут ставить правильные вопросы, но не всегда убедительно отвечать на них.
Крик подключил философов к своим проектам, что стало модой в когнитивной нейронауке.
В конце 20 века философия сознания пережила бум, но сейчас интерес к ней снизился.
В ведущих журналах больше статей по этике, эпистемологии и метафизике, чем по философии сознания.
Дэвид Чалмерс стал звездой философии благодаря своей речи на конференции в Тусоне в 1994 году.
В 1994 году в Тусоне прошла первая междисциплинарная конференция по проблеме сознания.
Чалмерс сделал доклад, который изменил ход исследований сознания и привлек внимание к этой теме.
Участники конференции обсуждают доклад Чалмерса.
Чалмерс противопоставил трудную и легкую проблемы сознания.
Легкие проблемы сознания можно решать стандартными методами, а трудную проблему сознания решить сложнее.
Трудная проблема сознания связана с объяснением субъективного опыта.
Легкие проблемы сознания касаются механизмов восприятия и сознания.
Чалмерс предложил философский метод для решения трудной проблемы сознания.
Долгое время запись доклада Чалмерса была неизвестна.
В 2019 году запись была выложена в YouTube.
Доклад Чалмерса считается шедевром философии сознания.
Обсуждение имен философов, связанных с проблемой сознания.
Дэвид Чалмерс, Джон Сл и Дэниел Деннет будут обсуждаться в курсе.
Колин Макгин и его новый мистерианский подход к проблеме сознания.
Рекомендация книги Дэвида Чалмерса "Осознающий ум".
Книга Чалмерса упоминается в большинстве современных работ о сознании.
Книга полезна для студентов и содержит историко-философский материал.
Рекомендация книги Дэниела Деннета.
Обещание обсудить другие книги и исследовательскую литературу на следующих лекциях.
Благодарность за внимание.