Курс включает изучение статистической методологии, наблюдения, сводки и группировки.
Рассматриваются статистические закономерности и анализ результатов с помощью обобщающих показателей.
Первая лекция посвящена статистике как науке.
Термин "статистика" появился в 1749 году и был предложен немецким ученым Ахенвальдом.
Статистика имеет три основных значения: обывательское, практическая деятельность и теоретическая наука.
Сбор информации о населении, урожае и других аспектах жизни был необходим с момента возникновения государства.
В Древнем Риме и Китае собирали информацию о состоянии жизни и гражданского состояния.
В 15-18 веках статистика получила мощное развитие благодаря развитию общества и науки.
В Англии возникла школа политических арифметиков, которая обсчитывала общественную жизнь с помощью цифр.
В Германии школа государства ведения описывала быт и нравы государства.
Математическое направление, развитое российскими математиками, стало основой современной статистики.
Существует более ста определений статистики, но одно из них: статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений.
Статистика описывает качественные изменения в обществе с помощью цифр.
Выделяют пять категорий статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, варьирующий признак, статистическая закономерность и закон больших чисел.
Статистическая совокупность — это множество единиц одного вида, различающихся по ряду признаков.
Пример: класс в школе представляет собой статистическую совокупность, а каждый ученик — единицу совокупности.
Возраст, пол, национальность, состав семьи, финансовое положение, жилищные условия и семейное положение могут быть варьирующими признаками.
Эти признаки изменяются от одной единицы совокупности к другой.
Признаки, на которые можно ответить словом, называются качественными или атрибутивными.
Признаки, на которые можно ответить цифрами, называются количественными.
Количественные признаки могут быть непрерывно изменяющимися, как возраст, и дискретными, как оценки.
Дискретные признаки принимают только целые значения, например, количество членов семьи или комнат в квартире.
Признаки формируются в зависимости от цели статистического исследования.
Возраст может быть как количественным, так и атрибутивным признаком в зависимости от формулировки вопроса.
Признаки, такие как характер, цвет волос и темперамент, не являются статистическими и требуют профессионального исследования.
Статистическая закономерность проявляется в массе однородных явлений и процессов.
Закон больших чисел утверждает, что количественные закономерности массовых явлений проявляются только в большом числе наблюдений.
Статистика тесно связана с математикой, теорией вероятности, логистикой, международной статистикой, ценообразованием, анализом финансово-хозяйственной деятельности и другими экономическими науками.
Статистическое исследование включает три этапа: сбор информации, группировка данных и анализ результатов для выявления статистических закономерностей.
Статистическое исследование начинается с разработки гипотезы.
Гипотеза определяет цель исследования.
После создания гипотезы начинается само исследование.
Исследование должно проводиться по единой программе и методологии.
Основные этапы: статистическое наблюдение, сводка и группировка результатов, анализ с использованием обобщающих показателей.
Статистика в России делится на государственную, ведомственную и независимую.
Государственная статистика управляется Федеральной службой государственной статистики Росстат.
Ведомственная статистика ведется министерствами и ведомствами.
Независимая статистика появилась в России 20 лет назад.
Государственная статистика в России организована по принципам централизованного руководства, единой методологии и связи с органами государственного управления.
Росстат руководит государственной статистикой и выполняет множество задач, включая представление информации на уровень президента и правительства, оглашение данных в СМИ и проведение статистических исследований.
На занятии рассмотрены категории статистики, история её развития и этапы статистического исследования.
На следующих занятиях будут более подробно изучены все этапы статистического исследования.
Результаты исследований публикуются в СМИ и статистических сборниках, таких как "Россия в цифрах".