Курс "Сто часов школьной биологии" раздел "Общая биология".
Тема 18: Завершение дигибридного скрещивания и переход к сцеплению генов и законам Моргана и Кингсвера.
Разбор первого и второго законов Менделя, анализирующего скрещивания и летальных аллелей.
Неполное доминирование и его примеры.
Решение задач по генетике и дигибридному скрещиванию.
Закон независимого наследования признаков.
Примеры с горохом и морскими свинками.
Важность рекомбинантных генов и их влияние на потомство.
Исследование сцепления генов на мухах-дрозофилах.
Пример с морскими свинками и анализирующим скрещиванием.
Построение решеток Пеннета для различных комбинаций генов.
Важность тутового шелкопряда для производства шелка.
Анализ признаков гусениц и коконов.
Скрещивание двух пород шелкопряда и результаты первого и второго поколений.
Определение генотипов исходных форм и потомства.
Обозначение признаков и построение решеток Пеннета.
Пример решения задачи с использованием обозначений и гамет.
Дигетерозигота дает четыре варианта гамет.
Соотношение фенотипов: 9:3:3:1.
Важно внимательно читать условия задачи и методично отвечать на вопросы.
Важно аккуратно записывать задачи, чтобы избежать ошибок.
Используйте черновики и переписывайте на чистовик.
Аккуратность важна для ответственных работ, особенно на олимпиадах.
При полном доминировании возможны три варианта фенотипов.
Доминантные гомозиготы могут подавлять рецессивные проявления.
Число фенотипов сокращается при рецессивных гомозиготах у обоих родителей.
Летальные мутации могут изменять соотношения фенотипов.
Пример с мышами: доминантные гомозиготы исчезают.
Двойное анализирующее скрещивание не меняет соотношения.
При неполном доминировании фенотипов становится больше.
Пример с горохом: шесть фенотипов вместо четырех.
Неполное доминирование по двум признакам дает девять фенотипов.
Пример с праворукостью и кареглазостью.
Родители гетерозиготны, дети имеют разные фенотипы.
Важно анализировать все скрещивания и генотипы родителей и потомства.
Определение генотипов родителей и потомства.
Пример с голубоглазым правшой и кареглазой левшой.
Важно аккуратно формулировать ответы, чтобы избежать ошибок.
Полидактилия и отсутствие малых коренных зубов - доминантные аутосомные признаки.
Полидактилия встречается с частотой 3-6 на 1000 детей, отсутствие малых коренных зубов - 1-2%.
Вероятность рождения детей без аномалий в семье с гетерозиготными родителями составляет 1 из 16 или 6,25%.
Вероятность рождения ребенка только с одной аномалией составляет 6 из 16 или 37,5%.
Важно внимательно читать вопросы и суммировать вероятности.
Сцепление генов часто встречается, особенно у организмов с небольшим количеством хромосом.
Пример задачи: у резус-положительных родителей с второй и третьей группой крови родился резус-отрицательный ребенок с первой группой крови.
Вероятность рождения резус-положительного ребенка с четвертой группой крови составляет 3 из 16.
Гены на одной хромосоме наследуются совместно.
У дрозофилы четыре группы сцепления, у гороха семь, у человека двадцать три.
Исследования Томаса Моргана показали, что количество групп сцепления соответствует гаплоидному набору хромосом.
Дрозофила - популярный генетический объект, удобный для исследований.
Дрозофила живет на гниющих фруктах и быстро растет, что делает ее удобным объектом для экспериментов.
Дрозофил легко содержать в больших пробирках с банановой кашей.
Важно обеспечить скрещивание родительских особей и откладку яиц самкой.
Дрозофилы откладывают до 400 яиц за жизнь, что позволяет быстро выращивать и изучать их признаки.
Дрозофилы имеют четыре пары хромосом, что облегчает изучение групп сцепления.
Три пары хромосом аутосомы, одна пара половые хромосомы.
У самок две одинаковые Х-хромосомы, у самцов одна Х-хромосома и одна Y-хромосома.
Дрозофилы имеют дикий тип фенотипа и множество мутантных типов.
Мутации, такие как белые глаза, позволили Моргану увидеть сцепление генов с полом.
Термин "мутация" был введен Гуго де Фризом в 1901 году.
Морган начал заниматься генетикой в 40 лет, после работы с беспозвоночными.
Он использовал дрозофил для своих исследований, создавая "мушиную комнату" в Колумбийском университете.
Морган получил Нобелевскую премию в 1933 году за открытия в области хромосом и наследственности.
Морган показал, что гены наследуются совместно на одной хромосоме.
Процесс кроссинговера нарушает сцепление генов, увеличивая разнообразие потомства.
Увеличение числа хромосом и кроссинговер способствуют адаптации к изменяющимся условиям.
Морган заметил белоглазого самца и скрестил его с красноглазой самкой.
В первом поколении все особи были красноглазыми, но во втором поколении все белоглазые были самцами.
Это подтвердило, что ген окраски глаз сцеплен с половой хромосомой.
Сцепление генов с полом стало подсказкой, что все гены сцеплены с хромосомами.
У дрозофил четыре группы сцепления, что соответствует гаплоидному набору хромосом.
Кроссинговер нарушает сцепление генов, что позволяет оценить распределение генов внутри хромосомы.
Рассматриваются два признака: серое тело и нормальный размер крыльев у дрозофил дикого типа.
Мутантные варианты: черное тело и рудиментарные крылья.
Скрещивание чистых линий приводит к дигетерозиготе, что соответствует первому закону Менделя.
Морган использовал анализирующее скрещивание для изучения наследования.
Анализирующее скрещивание дает соотношение фенотипов 1:1:1:1, что удобнее для анализа.
Морган предпочитал возвратное двойное анализирующее скрещивание для увеличения процента мутантных фенотипов.
Скрещивание дигетерозиготы с рецессивным гомозиготным родителем приводит к расщеплению по фенотипу.
Наблюдаются промежуточные фенотипы, указывающие на нарушение сцепления генов.
Морган предположил, что рекомбинация генов происходит во время мейоза.
Кроссинговер помогает бороться со сцеплением генов, что важно для эволюции.
Кроссинговер позволяет тасовать колоду генов, создавая разнообразие фенотипов.
Вероятность кроссинговера зависит от расстояния между генами на хромосоме.
Гены на хромосоме расположены линейно, как станции на железной дороге.
Вероятность кроссинговера между генами уникальна и зависит от их расстояния.
Это открытие было сделано до появления современных представлений о ДНК.
Вероятность кроссинговера определяется числом рекомбинантных фенотипов.
В эксперименте с окраской и длиной крыльев вероятность кроссинговера составила 17%.
Эта вероятность отражает расстояние между генами внутри хромосомы.
Генетика капибары слабо изучена, но морские свинки дают схожие результаты.
Рассматривается скрещивание дигетерозиготы и рецессивной гомозиготы.
Вероятность кроссинговера: 20%, 80%, 50%.
При 20% кроссинговера: 20% рекомбинантных особей, 40% родительских фенотипов.
При 80% кроссинговера: 80% рекомбинантных особей, 10% родительских фенотипов.
При 50% кроссинговера: расщепление 1:1:1:1, неотличимо от независимого наследования.
Использование гена цвета глаз для анализа сцепления.
Вероятности рекомбинации: 15% и 35%.
Гены расположены линейно на хромосоме.
Гены расположены в хромосомах в линейной последовательности.
Гены на одной хромосоме наследуются совместно.
Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.
Пример с драконами: огнедышащие и летающие.
Скрещивание гомозиготных чистых линий.
Расщепление при сцеплении генов и кроссинговере.
Вероятность кроссинговера 20%: 80% обычных гамет, 20% измененных.
Вероятности различных фенотипов потомства.
Рассмотрение фенотипов и их распределение.
Вероятности перемножаются: 40% на 40% = 16%.
Пример с монеткой: 50% на 50% = 25%.
Пример с кубиками: 1/6 на 1/6 = 1/36%.
Вероятность 40% на 1% = 4%.
Вероятность 4% на 1% = 4%.
Итого: 48%, 50%, 16%, 66%.
Доминирующий фенотип: 66%.
Рецессивный фенотип: 16%.
Огнедышащий, но не летающий: 4%.
Огнедышащий, но не летающий: 1%.
Огнедышащий, но не летающий: 4%.
Итого: 9%.
Проверка: 66% + 16% + 9% = 100%.
Расчеты проведены правильно.
Независимое наследование: 9331.
Полное сцепление: 3:1.
Морган не верил в нарушение 3:1 из-за кроссинговера.
Кроссинговер нарушает полное сцепление.
Вероятность измененных гамет: 20%.
Вероятность появления разных фенотипов: 66%, 16%, 9%.