Ярополк, старший сын Святослава, стал князем после его смерти.
Его правление длилось с 972 по 978 год.
В 977 году началась межкняжеская усобица из-за конфликта с Олегом.
Олег был убит в результате конфликта с сыном воеводы Свенельда.
Ярополк начал войну с Олегом, который погиб в бою.
Ярополк направил своих посадников в Новгород, что вызвало бегство Владимира.
Владимир получил поддержку варягов и вернулся в Новгород.
Он взял Полоцк и убил полоцкого князя Рогволода.
Владимир двинулся на Киев, где Ярополк бежал под город Родень.
Ярополк был убит по приказу Владимира во время переговоров.
Летописи датируют это событие 980 годом, но другие источники указывают 978 год.
Владимир правил с 980 по 1015 год.
Владимир провел успешные войны с ятвягами и печенегами.
Он начал строительство оборонительного вала против печенегов.
В 984-985 годах Владимир совершил поход в земли вятичей и волжской Булгарии.
Владимир провел языческую реформу и крестил Русь.
В Киеве было установлено капище с идолами шести богов.
Историки спорят о датировке и содержании языческой реформы.
Даты проведения языческой реформы князя Владимира указываются как 983 год.
Историки спорят о причинах выбора шести языческих божеств для пантеона.
Традиционная версия: единство этносов, составляющих древнерусское государство.
Альтернативная версия: связь с небесными стихиями.
Историки расходятся во мнениях о содержании реформы.
Некоторые считают, что это было просто строительство нового капища.
Другие утверждают, что реформа преследовала цели объединения вокруг Перуна и других богов.
Васильев считает, что реформа была предназначена для узкого региона.
Кузьмин предполагает, что Владимир пытался навязать варяжско-русский пантеон, что вызвало недовольство.
Крещение Руси остается одной из самых загадочных тем в истории.
Кузьмин предлагает пересмотреть подход к решению проблемы.
В разных летописных сводах существуют разные версии крещения Руси.
Традиционный рассказ о крещении Руси включает союз с Византией и захват Херсонеса.
Датировка крещения Руси варьируется от 986 до 992 года.
Русская православная церковь датирует крещение 988 годом.
Существует мнение о втором крещении Руси в конце X века.
Первое крещение Руси произошло в 867 году.
Существуют разные версии: крещение азово-черноморских русов или киевской верхушки.
Проблема не в датировке, а в содержании крещения Руси.
В 867 году христианство еще не разделилось на католическую и православную церкви.
Существовало шесть крупных апостольских церквей и множество мелких епархий.
Историки спорят, по какому обряду крестилась Киевская Русь.
Традиционная версия: христианство пришло из Византии.
Другие версии: крещение по болгарскому или римскому обряду.
Хазарская версия: христианство от Хазарии.
На Руси существовали разные христианские общины с разными вероучениями.
В центре разногласий был христологический спор о филиокве.
В корсунской легенде отражен арианский символ веры.
В древнерусском христианстве были сильные позиции арианского вероучения.
Носителями арианства были выходцы из Великой Моравии.
Арианское богослужение гармонично вписалось в славянскую общину.
Кирилл и Мефодий вели миссионерскую деятельность в Великой Моравии и Крыму.
Они создали азбуки кириллицу и глаголицу с арианским символом веры.
Римский папа назвал Мефодия еретиком.
Князь Владимир вывез церковную утварь и клир из Корсуни.
Первые христианские храмы были посвящены святому Клименту и Богородице.
При Ярославе Мудром восторжествовал культ святой Софии.
В Киеве существовали разные христианские общины.
Члены династии Рюриковичей были похоронены в разных соборах.
Князь Владимир был причислен к лику святых после монгольского нашествия.
Христианизация сопровождалась сопротивлением.
Утвердилась кирилло-мефодевская традиция, отличающаяся от византийской ортодоксальной.
Существует версия, что христианство на Русь пришло из Хазарии.
Эта версия основана на спекуляциях или неверном переводе "Повести временных лет".
В Киеве якобы существовала крупная община хазар-христиан, что могло повлиять на принятие христианства Владимиром.
В советской исторической науке считалось, что христианство было принято для идеологической поддержки господствующего класса.
Профессор Рабк указал, что в древних рабовладельческих государствах господствующий класс использовал языческие культы для укрепления власти.
Второй период правления Владимира после крещения Руси освещен фрагментарно, что вызывает сомнения в достоверности "Повести временных лет".
В 989-991 годах Владимир провел административную реформу, ликвидировав племенные княжения и разделив Русь на восемь административных округов.
В каждом округе были назначены доверенные лица, а затем сыновья Владимира.
Реформа способствовала территориальной консолидации и межкняжеским усобицам за киевский престол.
Владимир провел военную реформу, связав военную организацию с земельными пожалованиями.
В 992 году Владимир совершил великий хорватский поход и начал русско-печенежскую войну.
Война с печенегами продолжалась до смерти Владимира и включала крупные сражения.
В 1010 году Владимир перераспределил княжеские власти между своими сыновьями.
Святополк стал наследником, Ярослав переехал в Новгород, Борис в Ростов, и так далее.
В 1013 году началась русско-польская война, закончившаяся мятежом Святополка против Владимира.
Болеслав Храбрый знал, что Святополк, старший сын Владимира, не был его родным сыном.
Святополк был сыном Ярополка, убитого Владимиром в междоусобной борьбе.
Болеслав воспользовался натянутыми отношениями между Святополком и Владимиром.
Мятеж был подавлен, Святополк и его жена были заключены в Вышгороде.
Владимир не успел подавить мятеж Святополка, как вспыхнул новый мятеж со стороны его третьего сына Ярослава.
Ярослав отказался платить Киеву традиционную дань в размере двух тысяч гривен серебром.
Владимир пришел в бешенство и приказал готовиться к походу на Ярослава.
Владимир серьезно заболел во время подготовки к походу.
Он вызвал из Ростова своего сына Бориса и передал ему управление старшей дружиной.
Владимир скончался 15 июля 1015 года в своем любимом княжеском селе Берестове.
Лекция кратко изложила основные события правления Ярополка и Владимира.
Следующая лекция будет посвящена князю Ярославу Мудрому.