19 января 1965 года с конвейера Алтайского тракторного завода сошел первый гусеничный трактор Т-4 "Алтай".
Это был первый серийный трактор, полностью разработанный конструкторами завода.
Видео рассматривает историю и особенности трактора, от первых прототипов до закрытия завода.
Один из первых серийных тракторов Т-4 сохранился в идеальном состоянии.
Трактор имеет заводской номер 1373 и выпущен в 1966 году.
Он сохранился благодаря сотрудникам Алтайской машинно-испытательной станции.
В конце 1940-х годов в СССР задумались о создании мощных тракторов для тяжелых почв.
В 1948 году был спроектирован трактор ДТ-64, который стал средним между ДТ-54 и С-80.
ДТ-64 имел планетарный механизм поворота и полужесткую подвеску.
В 1952 году прошли испытания ДТ-64, выявившие недоработки.
В 1954 году был создан ДТ-70, модернизированная версия ДТ-64.
ДТ-70 имел дизельный двигатель мощностью 70 л.с. и пять передач вперед.
Первые Т-4 оснащались прямоугольной кабиной, адаптированной от ДТ-54.
Т-4 оказался эффективнее ДТ-54 на 90% и ДТ-75 на 30%.
Производительность Т-4 на пахоте превышала производительность ДТ-54 и ДТ-75.
Т-4 относится к гусеничным тракторам общего назначения.
Первые серийные Т-4 оснащались двигателем СМД-22М мощностью 95 л.с.
Позже был запущен в производство двигатель АМ-01 мощностью 110 л.с.
Двигатель получил комбинированную систему смазки.
Для предотвращения перегрева масла предусмотрен масляный радиатор.
В системе смазки предусмотрен переключатель зима-лето для подключения радиатора.
Охлаждение двигателя водяное с принудительной циркуляцией.
Вентилятор охлаждения приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала.
Сухая фрикционная муфта сцепления управляется педалью из кабины.
Механическая коробка передач с реверс-редуктором обеспечивает 8 передач переднего и 4 заднего хода.
Совмещение простой двухвальной коробки передач с реверс-редуктором увеличивает надежность.
Скорость движения вперед от 3.3 до 9.1 км/ч, назад от 4.5 до 6.8 км/ч.
Состоит из главной конической передачи, планетарного механизма поворота и тормозов.
Корпус заднего моста разделен на три отсека.
Планетарный механизм поворота обеспечивает равномерную загрузку сателлитов.
Управление механизмами осуществляется из кабины рычагами и педалями.
Механизм поворота одноступенчатый, планетарный, с двумя сухими ленточными тормозами.
Управление тормозами раздельное с гидроусилителями.
Независимый вал отбора мощности работает с частотой 540 оборотов в минуту.
Включается и выключается без остановки трактора.
Крутящий момент передается через сухую многодистовую муфту.
Раздельно агрегатного типа с шестеренчатым гидронасосом НШ-46Д.
Трехсекционный распределитель управляет гидравлическим оборудованием.
Бак гидравлической системы расположен под капотом.
Полужесткого типа с передним подрессориванием.
Состоит из двух гусеничных тележек и балансирного устройства.
Опорные катки подразделяются на однобортные и двубортные.
Первые тракторы Т-4 оснащались гусеницами рельсового типа.
Позже заменены на гусеницы с плоскими цельнолитыми звеньями.
В начале 60-х годов разработана гусеница с резино-металлическим шарниром.
Металлическая двухместная кабина с двумя распашными дверями.
Лобовое стекло механизатора открывается и фиксируется.
Обогревательное устройство и электрический вентилятор обеспечивают комфорт в кабине.
В переднем левом углу кабины установлена 12-вольтовая аккумуляторная батарея на 54 Ач.
Батарея обеспечивает запуск двигателя, нагрев спирали свечи подогревателя, освещение и звуковую сигнализацию.
Генератор мощностью 180 Вт работает параллельно с батареей и трехэлементным реле-регулятором.
Выпуск Т-4 начался в 1965 году, а в 1968 году был собран юбилейный 10000-й трактор.
Параллельно разрабатывалась колесная версия трактора, но она не пошла в массовое производство.
Болотоходная модификация ТБ-4 использовалась для мелиоративных работ на переувлажненных грунтах.
В середине 60-х разработан Т-4М с двигателем АМ-04 мощностью 130 л.с.
В начале 70-х Т-4 был доработан и получил двигатель А-01М мощностью 130 л.с.
Т-4А первого поколения выпускался до 1976 года.
В 70-х разработан Т-5 с турбированным двигателем А-11Т мощностью 170 л.с.
В конце 70-х собран Т-5А с двигателем А-01ТС мощностью 180 л.с.
Т-5 имел дисковые тормоза, но они быстро изнашивались.
В начале 80-х разработан Т-4М с улучшенной рамой и радиатором.
Т-4АМ получил форсированный дизель А-01Т мощностью 160 л.с.
Т-4М 1986 года имел новое верхнее строение и измененную кабину.
Т-4Б 1988 года получил кабину от трелевочного ТТ-4М.
Т-4.01 1990 года имел новое верхнее строение и изолированную кабину.
Т-4.02 1991 года получил шестирядный радиатор и измененную крышу кабины.
В середине 90
Центральный пост управления с блокировкой тормозов заднего моста.
Усиленная трансмиссия и возможность микроподрессоривания заднего моста.
Атмосферный двигатель А01МС мощностью 130 л.с. и турбированный двигатель Д46111 мощностью 150 л.с.
Одна дверь слева, открываемая форточка справа, отсек для аккумуляторов.
Вентиляционно-отопительная система с двумя отопителями, возможность установки воздухоохладителя и жалюзи.
В 2005 году выпущен Т4А02 с двигателем КАМАЗ-740.03 мощностью 135 л.с. и Т4А03 с двигателем ЯМЗ-236Г7 мощностью 150 л.с.
Т4А05 с четырехцилиндровым двигателем Д44225М2 мощностью 130 л.с.
Т402А с трех- или четырехкатковой торсионной подвеской и передней навеской.
Т40206 с двигателем Д461.23 мощностью 150 и 180 л.с., эжекционной системой очистки воздуха и цельносъемной конструкцией капота.
Т4П, Т4АП1, Т4АП2, Т4АПМ, Т4АП201 и Т4АП202.
Опытные образцы: Т4М, Т4Э, Т4АЭ, ТМХ.
Госплан требовал производить тысячи единиц техники ежемесячно.
Изменения в конструкции согласовывались с государственными органами.
Развал СССР и последствия для машиностроительных предприятий.
Полужесткая ходовая система для зерноводства и хлопководства.
Замена старой ходовой системы на новую для упрощения производства и уменьшения вибрации.
Двигатель Т4 разрабатывался с шестицилиндровым двигателем Алтайского моторного завода, который удовлетворял всем требованиям до конца 90-х годов.
Рассмотрены все возможные варианты установки дизелей других производителей.
Призыв к зрителям, работавшим или катавшимся на тракторе Т-4 или его модификациях, оставить комментарии.
Просьба отозваться, если сохранились в работе серийные, редкие или опытные тракторы Алтайского тракторного завода.
Номер телефона для связи с мессенджерами указан в описании под видео.
Благодарность за просмотр и прощание до скорых встреч.