Приветствие участников завершающего мероприятия цикла.
Представление проекта исследования руанских соборов Омонье.
Представление спикеров: Анна Владимировна Познанская и Юрий Владимирович Питере.
Анна Владимировна рада возможности выступить.
Обсуждение важности знания технологий создания и использования красок.
Переход к обсуждению импрессионизма и его связи с масляной живописью.
Масляная живопись появилась в XV веке.
Использование растворителей и скипидара для достижения жидкой консистенции красок.
Леонардо да Винчи был первым художником, использовавшим масляную живопись.
Пигменты использовались на протяжении тысячелетий.
До XVIII века пигменты были природными, затем появились синтезированные.
Ультрамарин был самым дорогим пигментом, пока не появился искусственный аналог.
Холсты использовались для живописи с древних времен.
Тициан ввел холст в обиход, что позволило перевозить большие картины.
В XVI-XVII веках живопись на холсте стала доминирующей.
Холст мог создавать визуальный образ в тонкой живописи.
Венецианские картины стали пастозными, что отличало их от других частей Италии.
Импрессионисты использовали масляные краски и мазки, что отличало их от классической живописи.
Классическая живопись состояла из трех стадий: набросок, композиция и живопись.
Художники использовали картоны для создания изображений в натуральную величину.
Подмалевок моделировал форму и готовил поверхность для нанесения цвета.
Картина "Истязание святой Урсулы" Караваджо осталась незаконченной.
Подмалевок Леонардо сделан свинцовыми белилами на среднем тоне грунтовки.
Импрессионисты отошли от этой традиции из-за изобретения тюбика.
Создание картины занимает много времени из-за необходимости ждать высыхания каждого слоя.
Лиссировочные слои накладываются один за другим, создавая светотеневые эффекты.
Умение работать с лиссировками характеризует художника.
Венецианцы использовали ультрамарин для создания роскошных картин.
Леонардо да Винчи и другие художники также использовали ультрамарин.
Искусственный ультрамарин стал более доступным и дешевым.
Клод Лоррен ввел драматический свет в французскую живопись.
Он предпочитал пограничные времена суток для создания настроения.
Лоррен был предшественником импрессионистов.
Констебл был первым художником, который писал на пленере.
Он создавал большие работы, называемые шестифутовыми.
Констебл использовал натуральные пигменты и прото-тюбики для красок.
Тернер вернулся к светлому грунту, что сделало его картины светоносными.
Он использовал непростую желтую краску и вызвал споры среди академических художников.
Тернер использовал светлый грунт, чтобы подчеркнуть светоносность каждой краски.
Неаполитанская желтая краска синтезирована, а не природная.
Художники использовали ее для создания эффектных пейзажей.
Идея атмосферного эффекта была популярна до импрессионистов.
В XIX веке появились промышленные краски, такие как берлинская лазурь.
Эти краски были синтезированы в XVIII веке, но стали доступны в XIX веке.
Изобретение тюбика для масляной краски в 1841 году изменило подход к живописи.
Доступность красок изменила подход к живописи.
Любой человек мог купить краски и начать рисовать.
До импрессионистов живопись была доступна только профессионалам.
Женщины-художницы XVII века редко использовали масляные краски.
В XVIII веке женщины также сталкивались с трудностями в академиях.
В XIX веке масляные краски стали доступны практически всем.
Художники долго не делали окончательных работ на пленере.
Барбизонская школа предпочитала эскизы, а не законченные картины.
Шарль Добиньи делал работы на пленере, но они были небольшими.
В 1850-х годах произошел ментальный слом, связанный с творчеством Эдуарда Мане.
Развитие гуманитарных наук и теории искусства сделало критику более доступной.
Эстетизм утверждал, что картина должна приносить эстетическое удовольствие, а не нести месседж.
"Завтрак на траве" вызвал скандал на выставке 1863 года.
Картина построена как классическая работа, но с элементами эстетизма.
Она приписывается молодому Тициану и изображает двух молодых людей и двух обнаженных женщин.
Картина Мане вызвала шок у публики, в отличие от более традиционных работ Тициана.
На картине изображены два одетых мужчины и обнаженная женщина, что было провокационным.
Картина была построена классически, но вызвала вопросы у зрителей.
Мане начал уходить от классической композиции и сюжета.
Первая выставка импрессионистов в 1874 году вызвала критику за непонятный сюжет.
Импрессионисты потеряли композицию как важный элемент творчества.
Фотография стала доступной для всех, как и живопись.
Импрессионисты создавали картины быстро, без карандашных набросков.
Классический подход к созданию картин изменился, став более сиюминутным.
Романтики ориентировались на цвет, а не на рисунок.
Картины писались сразу целиком, что делало их более экспрессивными.
Мане не был импрессионистом, но его работы отличались сиюминутностью и цветом.
Импрессионисты не всегда работали на пленере, некоторые предпочитали студию.
Они не смешивали краски, но использовали белила для фактуры и светоносности.
Мане не любил классические композиции и дальние планы, предпочитая сиюминутные впечатления.
Мане не получил классического образования, что повлияло на его стиль.
Он учился у радикальных мастеров, что позволило ему свободно выбирать свой путь.
В его работах 70-х годов уже видны структурные элементы, что свидетельствует о его продуманном подходе.
Импрессионисты, особенно Мане, стремились к безусловности цвета.
Тени на картинах Мане действительно синие, что объясняется законами физики.
Мане интересовался только цветом, в отличие от Ренуара, который стал салонным портретистом.
Мане писал пейзажи и нимфеи, что было для него медитацией.
Он использовал маковое масло для красок, чтобы избежать потемнения.
Мане часто возвращался к картинам, дорабатывая их по сухому.
Импрессионисты не писали в один слой, как считалось ранее.
Исследования показывают, что их картины многослойны и содержат доработки.
Мане работал над разными композициями, не повторяя их.
Мане использовал разные пигменты в зависимости от состояния здоровья.
Его поздние работы стали более яркими из-за ухудшения зрения.
Гоген также изменял восприятие цвета из-за медицинских проблем.
В старом искусстве художники часто употребляли алкоголь и наркотики.
Мане не употреблял допинг, но его эксперименты с цветом привели к снижению внимания к форме.
Его работы стали предвестниками абстрактного искусства.
Мане изображал один и тот же собор множество раз, ища безусловность цвета.
Он медитировал на этом мотиве, что стало манифестом импрессионизма.
Мане рисовал один и тот же сюжет, но при разном освещении, что отражало суть импрессионизма.
Мане не выставлял много холстов одновременно, а создавал их в разные годы.
Все работы подписаны 1894 годом, но созданы в 1892 и 1893 годах.
Художник использовал разные материалы и техники для создания иллюзии движения солнца.
Картины созданы в разные годы и на разных холстах.
Исследования покажут, насколько они доработаны и как сделаны.
Планируется круглый стол для обсуждения результатов.
Ренуар использовал лиссировки и подмалевок, в отличие от Мане.
Ренуар больше интересовался портретами, а Мане — пейзажами.
Ренуар ближе к классической традиции, а Мане — к импрессионизму.
Ренуар создавал ощущение пространства и перспективы с помощью разных мазков.
Импрессионисты использовали оптические устройства, но не всегда.
Дега предпочитал пастель, но использовал масляную живопись для создания эффектов.
Импрессионисты утратили умение смешивать краски и использовать подмалевки.
Старые мастера знали больше о материалах и технологиях.
Импрессионизм приобрел богатую цветовую гамму, но потерял ремесленный подход.
Импрессионизм соответствовал мироощущению людей того времени.
На первой выставке импрессионистов многие работы не были куплены.
Импрессионизм стал модным понятием в 1880-1890-х годах.
Импрессионизм — это метод, а не стиль.
Индивидуальность художников-импрессионистов была разной.
В 20 веке индивидуальность стала цениться меньше, что привело к выравниванию стилей.
Возникло направление неоимпрессионизма и пуантилизма.
Неоимпрессионисты стремились к интеллектуальному восприятию искусства.
Пуантилизм был назван интеллектуальным импрессионизмом.
Пуантилизм использует отдельные мазки для создания сложных цветов.
Картины напоминают офсетную печать при увеличении.
Пуантилизм требует терпения и особого темперамента.
Пуантилизм менее живой, чем импрессионизм.
Импрессионисты использовали теорию основных и дополнительных цветов интуитивно.
Неоимпрессионисты сделали искусство логическим и просчитываемым.
Пуантилизм привлекал художников разных школ.
Коровин не смог стать импрессионистом из-за трудностей с чистым цветом.
Пуантилизм помогал понять, как работать с чистым цветом.
Теория дополнительных цветов была разработана физиками и химиками.
Леонардо да Винчи и Пусен пытались сформулировать эту теорию.
Гобеленовая мануфактура использовала органические красители для создания точных оттенков.
Пуантилизм кажется мертвым изображением из-за повторяющихся мазочков.
Работы Пуантилизма механистичны и трудоемки.
Женщины часто увлекаются вышивкой, что напоминает пуантилизм.
Мане использовал некоторые приемы пуантилизма в своих работах.
Пуантилизм был редким явлением, но оказал влияние на других художников.
В декабре планируется завершение исследований.
Русские художники называли себя импрессионистами, но их техника была разнообразной.
Они открывали французскую живопись постепенно, начиная с Матисса и Гогена.
Русская школа искусства была вторичной по отношению к французскому искусству.
В XIX веке сложно классифицировать художников по стилям.
Один и тот же художник может работать в разных стилях.
Важно понимать мотивацию и эстетические цели художника.
Импрессионизм связан с работой с цветом и поиском чистого цвета.
Художники могут быть импрессионистами по задачам, но не по технике.
Пример: Илья Репин, который воспринял идеи импрессионистов, но не был импрессионистом в полной мере.
В начале XX века картины импрессионистов покрывали лаком для консервации.
Лак предотвращает контакт масла с кислородом, что сохраняет картину.
Пример: портрет Жанны Самари из Эрмитажа, который был покрыт лаком и изменен перед выставкой.
Картины импрессионистов более хрупкие, чем старая живопись.
Лак и толстый слой краски могут отслаиваться от холста.
Превентивные меры включают пропитку картин клеем, но лучшее состояние — стабильное.
Коллекция Эрмитажа отличается тем, что картины мало тронуты реставраторами.
Картины часто путешествуют за границу, что влияет на их состояние.
Пример: выставка коллекции Тиссен-Борнемиса, где картины на дереве были в плохом состоянии.
Реставрация может сделать картины плоскими и менее фактурными.
Пример: Тернер, который стал плоским после реставрации.
Советская школа реставрации пока сохраняет качество картин.