Знаки альтерации: диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает, бекар отменяет повышение или понижение.
Ключевые знаки альтерации ставятся в начале произведения после ключа и определяют тональность.
Существует 24 тональности, каждая из которых может быть мажорной или минорной.
В тональности до-мажор нет знаков при ключе, в ре-мажоре два диеза.
Знаки при ключе действуют на все произведение, если не было смены знаков или знака отмены.
Ключевые знаки применяются ко всем нотам в любой октаве.
Знаки при ключе появляются в строгом порядке: диезы фа-до-соль-ре-ля-ми, бемоли си-ми-ля-соль-до-фа.
Если знаков при ключе несколько, они следуют в определенном порядке.
Можно определить ноты с ключевыми знаками по линейкам.
Знак бекара отменяет повышение или понижение, если он стоит перед нотой с ключевым знаком.
Знак бекара действует только на текущую ноту и ноты той же высоты до конца текущего такта.
После тактовой черты ключевые знаки снова вступают в силу.
Встречные знаки диеза или бемоля могут встретиться перед любой нотой.
Они действуют на текущую ноту и ноты после нее той же высоты до конца текущего такта.
Встречные знаки могут быть отменены знаком бекара.
Пример с диезом перед нотой фа: фа-диез ми-ми-ре.
Пример с бемолем перед нотой си: ля-си-бемоль-ля.
Пример с двумя диезами при ключе: до-диез-ля-диез-соль-диез-фа-диез.
Встречные знаки могут быть отменены знаком бекара.
Встречные знаки прекращают свое действие после тактовой черты.
Встречные знаки могут быть дубль диезами или дубль бемолями.