Приветствие и представление Анны Игоревны Лаврентьевой.
Тема лекции: формы существования национального языка.
Литературный язык и его признаки.
Национальный язык как социально-историческая категория.
Национальный язык существует в нескольких формах: нелитературные и литературные.
Диалект как территориальная разновидность языка.
Примеры диалектизмов на разных уровнях языка.
Диалекты изменяются медленнее, чем жаргоны.
Жаргон как искусственно созданный словарь.
Просторечие как совокупность слов и выражений с оттенком сниженности.
Литературный язык как высшая форма национального языка.
Литературный язык как исторически сложившаяся форма.
Признаки литературного языка: богатство лексики, упорядоченная грамматика, развитая система стилей.
Устойчивость и стабильность как основные характеристики литературного языка.
Социальная база русского литературного языка в XIX и XX веках.
Расширение социальной базы в XX веке.
Оппозиция литературного языка и ненормированной речи.
Нормативность как основное требование к речи педагога.
Богатство, разнообразие и точность речи.
Выразительность как средство привлечения внимания.
Литературный язык соответствует языковой норме.
Язык художественной литературы может включать элементы диалектов и жаргонов.
Использование элементов, не соответствующих норме, для стилистических эффектов.
Обработанность или нормативность.
Наличие устной и письменной форм речи.
Обязательность соблюдения языковой нормы.
Реализуется в разных стилях: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический.
Полифункциональность: язык используется в различных ситуациях и функциях.
Кодифицированный литературный язык используется в официально-деловом общении.
Разговорный литературный язык используется в обиходно-бытовом общении.
Сознательная забота о языке и сохранение языковых норм.
Ученые определяют критерии нормативного употребления.
Носители языка, такие как лингвисты, писатели, журналисты, педагоги, являются кодификаторами.
Регламентация использования языковых средств.
Отражение существующих языковых единиц и особенностей их использования.
Прогнозирование путей эволюции языка на основе нарушений языковой нормы.
Разговорный литературный язык отличается от просторечия.
Используется в непринужденном общении при непосредственном участии говорящих.
Не подходит для официальных отношений.
Кон-ситуация — это внеязыковая ситуация, влияющая на выбор языковых средств.
Письменная разговорная речь — новый термин, связанный с интернет-общением.
Письменная разговорная речь влияет на развитие языковой нормы.
Спонтанность, неподготовленность и неофициальность отношений.
Наличие фоновых знаний о ситуации общения.
Нормы разговорного литературного языка включают фонетические, морфологические и синтаксические особенности.
Упрощение групп согласных для экономии усилий.
Усеченные формы именительного падежа для установления контакта.
Неполные предложения и неполное согласование для экономии времени и усилий.
Тенденция к расхождению и расширению социальной базы носителей языка.
Тенденция к стабилизации и сохранению языковой системы.
Важность функциональной характеристики языка в современных исследованиях.
Понимание культуры речи и нормативности.
Изменение социальной базы русского литературного языка.
Оппозиция литературного языка и ненормированной речи.
Характеристика нелитературных форм существования русского языка.
Различия в темпах развития диалектов, жаргонов и просторечий.
Сферы использования кодифицированного и разговорного литературного языка.
Вопрос о различии между литературным языком и языком художественной литературы.
Обсуждение необходимости различать эти понятия.
Вопрос о важности знания языковой нормы для будущего педагога.
Понятие национального русского языка и его литературных и нелитературных вариантов.
Необходимость понимания эволюции норм языка.
Значение знаний о литературном языке в современных условиях, включая поликультурную среду.
Вопросы о признаках и разновидностях литературного языка.
Список источников для подготовки к практическому занятию.
Монография Кирилла Сергеевича Горбачевича о нормах современного русского литературного языка.
Учебник Александра Александровича Реформатского "Введение в языковедение".
Книга Стеллы Наумовны Цейтлиной "Речевые ошибки и их предупреждение".
Учебники по стилистике и культуре речи для изучения русского литературного языка.
Пожелания успехов в освоении темы.
Понятие русского литературного языка, его признаки и разновидности.
Прощание от Анны Игоревны Лаврентьевой.