Видео недоступно для вставки
Михаил Сергеев приветствует зрителей и слушателей.
Проверяет качество звука и изображения.
Просит зрителей писать комментарии и задавать вопросы.
Благодарит зрителей за поддержку.
Объясняет, что не просит денег за рекламу.
Подчеркивает важность подписки и лайков для продвижения канала.
Планирует две лекции: о Конфуции и его учении, и о развитии конфуцианства.
Вторая лекция будет о развитии конфуцианства и его влиянии на культуру и религию.
Конфуций - самый известный китаец, его учение актуально до сих пор.
Конфуцианство стало государственной идеологией Китая и повлияло на культуру Восточной Азии.
Конфуций был философом, а не пророком, его учение - социально-этическая и политическая философия.
Конфуций происходил из аристократического рода Кун.
Его отец был полководцем, а мать - наложницей.
Конфуций рос в бедности, но усердно учился и трудился.
Конфуций жил в эпоху заката империи Джо.
Работал чиновником, но подал в отставку из-за политики князей.
Путешествовал по Китаю, проповедуя свое учение, но не добился успеха.
Конфуций отрицал, что обладает врожденным знанием или добротой.
Считал себя обычным человеком, но стремился к самосовершенствованию и нравственным принципам.
Был учителем, обучал детей аристократов, а после смерти стал первым государственным учителем Китая.
Конфуций женился в 19 лет на девушке из знатного рода, Кикуанштейн.
У них было двое детей, сын и дочь.
После смерти жены в 66 лет, Конфуций посвятил себя ученикам и систематизации книжного наследия Китая.
Свободные искусства в Древнем Риме означали финансовую независимость.
В современном понимании, это гуманитарное образование, не дающее финансовой независимости.
У Конфуция было тысячи учеников, которые составили книгу его изречений "Лунь Юй".
Конфуций умер в 479 году до н.э., считая себя неудачником, так как не смог объединить Китай.
В городе Цуйфу, где жил Конфуций, построили храм в его честь.
Место захоронения Конфуция стало объектом паломничества и было включено в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Конфуций подвел итоги своего духовного развития в цитате: "В пятнадцать лет у меня появилась охота к учению, в тридцать лет я уже установился, в сорок лет у меня не было сомнений, в пятьдесят лет я знал волю неба, в шестьдесят лет мой слух был открыт для восприятия истины, а в семьдесят лет я следовал увлечениям своего сердца, не переходя от должной меры".
Конфуций также сформулировал золотое правило: "Чего сам не желаешь другим, того не делай другим".
Книга "Лунь Юй" является основным источником информации о конфуцианстве.
Конфуций был идеологом династии Хань, которая сделала его богом при жизни.
До правления Хань, Конфуций считался одним из основателей школы философии.
Философы делятся на эмпириков, рационалистов, интуитивистов, традиционалистов и скриптуралистов.
Конфуций был традиционалистом, передавая и переинтерпретируя традиционные знания.
Конфуцианство можно рассматривать как китайское славянофильство, создающее ретроспективную утопию.
Конфуций поместил золотой век в прошлое,
Конфуций критиковал легалистов за репрессии и наказания, считая, что они не работают на уровне семьи.
Он поддерживал принцип любви в семье, но считал, что государство должно основываться на справедливости.
Конфуций подчеркивал важность благосклонности к тем, кто нас любит, и справедливости к тем, кто нас ненавидит.
Конфуцианство основано на развитии добродетелей, называемых "пять постоянств".
Первая добродетель - "жень", человеколюбие и милосердие, отличающее человека от животного.
Вторая добродетель - "и", праведность и справедливость, противостоящая эгоизму.
"Чжи" - мудрость и благоразумие, умение просчитывать последствия действий.
"Синь" - искренность и добрые намерения, уравновешивающая лицемерие.
"Ли" - правильность и уместность, включающая этикет и церемонии.
Конфуций подчеркивал важность соответствия слов и мыслей, а также назначения профессионалов на должности.
Он критиковал лицемерие и ложь, считая, что имена должны соответствовать сущности вещей.
Концепция золотой середины означает сбалансированность и умеренность.
Неумеренное поведение может быть как во благо, так и во зло, как в случае с еврейским погромом.
Конфуций считал, что совершенное общество начинается с семьи.
Важны отношения между родителями и детьми, а также между старшими и младшими.
Почитание предков и родителей играет ключевую роль в китайской традиции.
Взаимоотношения начинаются с семейных и дружеских, заканчивая отношениями правителя и подданного.
Социальный этикет включает заботу о семье, почитание предков и уважение к старости.
В Америке культ молодости, что отражается в фильмах и культуре.
Политика и политическая философия являются важной частью конфуцианства.
Концепция "дэ" означает моральную справедливость и княжескую власть.
Конфуций выдвинул идеал государственного устройства с сакральным правителем и учеными мужами.
Небесный мандат - источник легитимной власти правящей династии.
Император считался сыном неба и имел право властвовать только при накоплении добродетели.
Утрата добродетели считалась причиной потери власти и династии.
Конфуций советовал избегать опасных государств и появляться в тех, где царит закон.
Управление должно основываться на достаточности пищи, военных сил и доверии народа.
Конфуций подчеркивал важность исправления имен и правильного управления.
Культура по-китайски звучит как "вэнь" и означает искусство в широком смысле.
Конфуций ценил искусство и культуру, в отличие от Платона, который считал поэтов бесполезными.
Искусство и культура важны для человеческого общества и должны быть частью воспитания аристократов.
Письмо, счет, музыка и церемонии были важными аспектами образования.
Конфуций считал, что образование должно начинаться с поэзии, продолжаться церемониями и завершаться музыкой.
Поэзия не была праздным занятием, а играла важную роль в образовании.
Главная цель философии Конфуция — создание совершенного общества.
Совершенное общество начинается с самосовершенствования личности.
Личность, руководствующаяся принципом любви к людям, называется "цзюнь-цзы".
"Цзюнь-цзы" изначально означало "сыновья правителей", но в конфуцианстве это понятие стало означать "благородный муж".
Благородный муж становится добродетельным благодаря образованию и нравственному воспитанию.
Это могут быть люди любого сословия, которые взрастили в себе нравственную силу.
Благородный муж заботится об общих интересах, а не о партийных.
Он не участвует в состязаниях, если это не стрельба, и уступает соперникам.
Благородный муж безмятежен и свободен, в отличие от низкого человека.
Гуманизм — это любовь к людям, и благородный муж стремится к этому.
Благородный муж ищет причины своих неудач в себе, а не в других.
Он благоговеет перед тремя предметами: небом, великими людьми и словами мудреца.
Конфуций выделил пять требований гуманности: почтительность, великодушие, искренность, сметливость и доброта.
Эти качества можно развить через исследование вещей, искренность воли и исправление ума.
Цель человеческой жизни — развить добродетели, любя людей и уповая на высшие силы.
Начинать нужно с исследования вещей и расширения знаний.
Важно иметь искренние намерения и совершенствовать личную жизнь.
Конфуций был первым глобалистом, стремящимся к глобальному правильному обществу.
Китайские руководители могут цитировать Конфуция, говоря о глобализации.
Конфуцианская мудрость заключается в сплаве природной доброты и нравственного воспитания.