Видео недоступно для вставки
На прошлой лекции была написана рекурсия для количества разбиений числа на слагаемые.
Теорема, доказанная на прошлой лекции, выглядит следующим образом:
ф от н н- один нк равняется ф от минус н- один, н- один и так далее.
ф от н, н- один и так далее, нк - это количество способов представить число н в виде суммы упорядоченных слагаемых.
ф от ноль с любыми параметрами после точки с запятой полагается равным единице.
Если н отрицательное, то ф от н, н- один и так далее, нк полагается равным нулю.
Функция фиотен определяется как количество способов представить число н в виде суммы натуральных слагаемых.
Пример: для н равного единице, существует только одно разбиение, для двойки - два, для тройки - три и так далее.
Гипотеза: фиотен всегда равняется два в минус первой степени.
Теорема утверждает, что фиотен всегда равен два в минус первой степени.
Доказательство проводится по индукции.
База индукции уже доказана, шаг индукции: для всех к, не превосходящих н, фиот к равняется два в ка минус первой степени.
Доказательство для к плюс один: фиот к плюс один равняется два в ка плюс один минус первой степени.
Использование рекурсии для доказательства теоремы.
Вычитание н из н плюс один и сохранение всех возможных слагаемых после точки с запятой.
Последние два слагаемых никогда не участвуют в разбиении числа н минус один.
Ф от один, точка с запятой один, равно единице.
Начальное условие: ф от ноль, точка с запятой ноль, равно единице.
Объяснение, что такое геометрическая прогрессия и её знаменатель.
Пример с прогрессией, начинающейся с единицы и увеличивающейся в k раз.
Важность умения суммировать геометрические прогрессии.
Напоминание о том, как суммировать геометрические прогрессии.
Пример с многочленами и их разложением.
Формула для суммы геометрической прогрессии.
Применение формулы для суммы геометрической прогрессии.
Пример с прогрессией со знаменателем 2.
Доказательство, что сумма прогрессии равна 2 в степени n.
История о парадоксе Ахиллеса и черепахи.
Древние греки боялись пределов и не понимали их.
Современные математики преодолели этот барьер и понимают пределы.
Гордость за прогресс в понимании пределов.
Формальные определения пределов появились в 17-18 веках.
Важность формальных определений для анализа.
Попеечные разбиения имеют удобную рекурсию.
Для помидоров вводится обозначение "ф большое" от n.
"Ф большое" учитывает неупорядоченные слагаемые.
"Ф большое" считает разбиения, отличающиеся только порядком слагаемых, как одно и то же.
"Ф большое" меньше, чем "ф маленькое", так как отождествляет разбиения.
"Ф большое" определяется через рекуррентное соотношение.
Рекурсия учитывает уменьшение количества параметров после точки с запятой.
Доказательство тривиально: разбиения классифицируются по наличию слагаемых величины n-1.
Начальные условия для "ф большое" включают "ф от ноль" и "ф от минус ноль".
Если после итерации рекурсии не остается параметров, значение равно нулю.
Начальные условия позволяют восстановить все возможные значения "ф большое".
"п от н" аналогично "ф большое", но учитывает отождествленные разбиения.
Для n=1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73,
Обсуждение чисел Фибоначчи и их связи с числами, которые могут быть восприняты как числа Фибоначчи.
Упоминание о том, что никто не знает точной формулы для числа П.
Введение в симптотическую формулу для числа П.
Сравнение с формулой Стирлинга для факториала.
Рассказ о двух английских математиках, Харди и Литтлвуде, и их вкладе в математический анализ и теорию чисел.
Упоминание о Рамануджане, индийском математике, который самостоятельно воспроизводил классические результаты без систематического образования.
Рамануджан и его работа с Харди и Литтлвудом.
Упоминание о том, что Рамануджан получал интуитивные догадки во сне от богини.
Описание теоремы Харди и Рамануджана, которая утверждает, что функция П асимптотически ведет себя как 4n корней из трех, умноженное на e в степени пи.
Упоминание о сложности доказательства и роли Рамануджана в его завершении.
Введение в диаграммную технику для работы с неупорядоченными разбиениями.
Упоминание о вкладе Эйлера и Юнга в разработку этой техники.
Описание канонического порядка слагаемых в разбиении и его важности для анализа.
Рассматривается каноническое разбиение числа на слагаемые.
Пример: 4 = 1 + 1 + 2 переписывается как 4 = 1 + 1 + 2.
Каноническое разбиение упорядочивает числа по неубыванию величины.
Рисуется диаграмма, представляющая разбиение.
Пример: 3 + 3 + 3, где количество горошин соответствует числу, разбиваемому на слагаемые.
Диаграмма показывает, что числа в каноническом порядке нарастают вправо.
Множество неупорядоченных разбиений однозначно соответствует множеству диаграмм.
Возможность восстановления разбиения по диаграмме и наоборот.
Это позволяет доказывать теоремы о равенстве количеств разбиений.
Количество разбиений числа на не более k слагаемых равно количеству разбиений числа на ровно k слагаемых.
Пример: разбиение числа n на не более k слагаемых и разбиение числа n+k на ровно k слагаемых.
Доказательство требует аккуратного подхода.
Преобразование диаграммы для отображения количества слагаемых.
Добавление столбика высоты k к диаграмме для отображения разбиения числа n+k.
Новая диаграмма однозначно соответствует разбиению числа n+k на ровно k слагаемых.
Восстановление разбиения числа n на не более k слагаемых из разбиения числа n+k на ровно k слагаемых.
Удаление левого столбика диаграммы для восстановления разбиения числа n.
Соответствие между разбиениями установлено.
Число n разбивается на не более чем k слагаемых.
Добавляется столбик высоты k, что приводит к новому разбиению числа n+k на ровно k слагаемых.
Установлено соответствие между разбиениями числа n на не более k слагаемых и разбиениями числа n+k на ровно k слагаемых.
Каждому разбиению числа n на не более k слагаемых соответствует разбиение числа n+k на ровно k слагаемых.
Диаграммы для этих разбиений взаимно-однозначно сопоставляются.
Удаление столбика возвращает к исходному разбиению числа n на не более k слагаемых.
Вопрос о том, что не понятно, остается без ответа.
Удаление первого столбика восстанавливает разбиение числа n на не более k слагаемых.
Количество разбиений каждого типа одинаково.
Теорема 1: Количество разбиений числа n на не более k слагаемых равно количеству разбиений числа n+k на ровно k различных слагаемых.
Пример с баранами и козлами для иллюстрации.
Количество баранов и козлов в стойлах совпадает.
Теорема 2: Количество разбиений числа n+k на k+1 слагаемых равно количеству разбиений числа n+k на ровно k различных слагаемых.
Отличие от теоремы 1: слагаемые могут быть одинаковыми.
Пример с прямоугольным треугольником для иллюстрации.
Добавление прямоугольного треугольника с катетами k.
Суммарное количество точек в треугольнике равно k+1.
Слияние точек в диаграмме приводит к разбиению числа n+k на ровно k различных слагаемых.