Приветствие гостя Максима Токарева.
Обсуждение темы выпуска: трамплин на авианосцах.
Призыв подписаться на платформы для доступа к контенту.
Обсуждение влияния английских инноваций на архитектуру и оборудование авианосцев.
Примеры английских инноваций: угловая палуба и паровая катапульта.
Распространение этих инноваций по всему миру.
Биография Дагласа Ричарда Тейлора, инженера-консультанта.
Его опыт работы на авианосце «Викториус» в 1964 году.
Интуитивное решение проблемы с катапультами в тропических условиях.
Описание проблемы с запуском самолётов из-за заклинивших катапульт.
Временное решение проблемы с помощью охлаждения треков катапульт забортной водой.
Видение Тейлором необходимости альтернативы паровым катапультам.
Начало разработки альтернатив паровым катапультам для экстремальных погодных условий.
Различие между гидропневматическими и паровыми катапультами.
Подчёркивание, что Тейлор не планировал замену катапульт, а искал средства для их дублирования.
Английские авианосцы после войны использовали реактивные самолёты, такие как «Спитфайр».
Самолёты взлетали без катапульт, иногда с заблокированными тормозами шасси.
Американские авианосцы также сталкивались с подобными ситуациями.
Даглас Тейлор, инженер Royal Navy, предложил идею быстро надувающейся резиновой подушки для взлёта самолётов.
В конце 1969 года Тейлор разработал концепцию «ски-джамп» — лыжного трамплина.
Контр-адмирал Эдвард Дайер Смит поддержал идею трамплина.
Тейлор получил степень магистра философии для расчётов трамплина.
Он сотрудничал с конструктором Джоном Фозером и пилотом-испытателем Джоном Фарли.
В 1966 году британские ВВС решили отказаться от строительства новых авианосцев.
Вертолёт P-1127 «Кестрел» стал основным претендентом на палубное базирование.
Тейлор исследовал применение вертолётов в стеснённых условиях.
Его работа 1974 года была посвящена применению вертолётов вертикального взлёта и посадки.
Трамплин создавался специально для вертолётов типа «Харриер».
Концепция трамплина не применялась для обычных палубных самолётов.
Советские инженеры не разработали правовую катапульту, несмотря на изучение британских технологий.
Возможные причины: страх перед западными технологиями или технологические ограничения.
Консервативные условия и потери доходов от распада империи затрудняли реализацию проекта.
Давление со стороны Royal Air Force препятствовало развитию палубной авиации.
Первая версия проекта «Инвенсий» не имела трамплинов, самолёты взлетели бы с коротким разбегом.
Короткий разбег позволял увеличить взлётный вес самолёта на 30%.
Риск повреждения носовой пусковой установки ЗРК «Сидар» при взлёте.
Самолёт оставался на тяге двигателей около 15 секунд, что было проблемой в сложных метеоусловиях.
Газовые турбины требовали массивных дымовых труб, что увеличивало размеры кораблей.
Маленькие размеры кораблей усугубляли проблему короткого разбега.
В тропических условиях эффективность двигателей снижалась, что ограничивало возможности взлёта.
Установка 20-градусного трамплина позволила снизить скорость взлёта до 80 узлов.
Трамплин сокращал разбег самолёта и позволял взять больше груза.
Пилоты получали больше времени для корректировки полёта или катапультирования.
При небольшом радиусе кривизны возникали перегрузки, повреждавшие шасси самолёта.
В итоге был выбран 12-градусный трамплин с радиусом кривизны около 700 футов.
Такой трамплин установили на авианосец «Гермес» в 1980 году.
Осевая линия полётной палубы «Гермеса» отклонена вправо от оси корабля.
Угол и длина трамплина зависят от лётных характеристик конкретного типа самолёта вертикального взлёта.
Летательные аппараты, использующие трамплин, работают в неоптимальном режиме.
Истребитель-бомбардировщик Harrier FRS-1 требует угла трамплина 12 градусов.
Штурмовик Harrier GR.3 требует угла 10,5 градусов из-за отсутствия радара в носу.
Отсутствие радара у Harrier GR.3 требует увеличения радиуса кривизны и снижения угла трамплина.
Для более тяжёлого Harrier F-2 требуется угол 12,4 градуса.
Установленный трамплин нерегулируем.
Шарки Ворд сбил три самолёта и командовал 801-й эскадрильей.
Его младший сын Крис также стал пилотом Harrier.
Крис выразил недовольство отказом от Harrier на встрече с Кэмероном.
Крис уволился из вооружённых сил и стал гражданским пилотом.
В 2018 году он покончил с собой.
Шарки Ворд умер в 2019 году, прожив последние 30 лет на Гренаде.
Ракетчики требовали угол трамплина 7 градусов, чтобы не мешать стрельбе зенитно-ракетного комплекса.
На первых двух кораблях серии был установлен 7-градусный трамплин, который позже изменили на 12-градусный.
Конструкция трамплина на «Гермесе» оказалась удачной и была повторена на новых авианосцах серии «Куин Элизабет».
Индийский флот использует трамплины для самолётов вертикального взлёта и посадки и обычных самолётов.
Схема «сто бар» включает все недостатки обеих систем.
Ограничение на взлётный вес обычных самолётов до 70% из-за невозможности взлёта на скорости ниже скорости сваливания.
Невозможность одновременных взлётов и посадок самолётов с максимальным взлётным весом.
Стартовые позиции для тяжёлых машин находятся в районе финишёров угловой палубы.
Самолёты с максимальным взлётным весом не могут взлететь с трамплина из-за недостатка разбега.
Танкеры и истребители с автоматами заправки не могут взлететь с трамплина.
Специализированные танкеры не могут поднять достаточное количество топлива с трамплина, это возможно только с катапульты.
Трамплинный взлёт невозможен для специализированных самолётов ДРЛО.
Отсутствие таких самолётов на вооружении в Индии и других странах с трамплинной схемой.
Необходимость навесить дополнительные функции на тактические истребители снижает эффективность авиагруппы.
ВМС США используют вертолёты с 1971 года без трамплина.
Десантные вертолётоносцы типа «Ивадзима» не имеют док-камеры для воздушных подушек.
Вертикальный охват плацдарма осуществляется высадкой лёгких пехотных частей с тяжёлых транспортных вертолётов.
Основная задача десантных кораблей — высадка пехотного батальона корпуса морской пехоты.
Корабли не предназначены для базирования ударной, противолодочной, истребительной, бомбардировочной и другой авиации.
На борту должны быть только тяжёлые десантные вертолёты.
Десантные корабли внешне похожи на авианосцы, но имеют другую функциональность.
Они не являются полноценными авианосцами и не должны выполнять авианосные задачи.
Основная функция десантных кораблей — загоризонтная вертолётная высадка десанта.
Автор призывает зрителей внимательно слушать лекцию и не задавать вопросы, не связанные с основной темой.
На универсальном десантном корабле УДК организована авиагруппа с акцентом на тяжёлую вертолётную эскадрилью.
Командир эскадрильи выполняет функции командира авиакрыла.
Главная функция УДК — высадка батальона морской пехоты с помощью вертолётов или конвертопланов.
Командиру эскадрильи подчиняются детачменты других эскадрилий морской пехоты.
В состав авиагруппы входят вертолёты Cobra, Viper, Huey, Venom и Harrier.
Лёгкая штурмовая эскадрилья HMLA использует вертолёты Cobra.
Штурмовая эскадрилья морской пехоты на Harrier состояла из 16 самолётов, 10 из которых были неполноценными.
Пилоты неполноценных самолётов не имели палубной подготовки.
Сейчас эскадрилья заменена на истребитель-бомбардировочную VVFA с вертикальными самолётами Lightning.
На борту УДК находится усиленная тяжёлая вертолётная эскадрилья морской пехоты.
Пилоты вертолётов — офицеры корпуса морской пехоты, взаимозаменяемые.
Вертолёты обеспечивают непосредственную поддержку пехоты.
Командир УДК — офицер флота, может быть авиатором или надводником.
Старший помощник командира — авиатор-вертолётчик.
Командир или старпом УДК взаимодействует с вертолётным подполковником.
В ходе ливийской кампании 2011 года УДК мог нести до 20 самолётов вертикального взлёта и посадки.
При этом почти все вертолёты убирались с палубы.
Трамплин на УДК не устанавливается из-за ограничений по размещению вертолётов.
На палубе УДК типа «Америка» всего 9 вертолётных спотов.
Установка трамплина британского образца потребует убрать 1–3 спота, что сократит возможности по высадке батальона.
Высадка батальона предусматривает одновременное занятие всех 9 спотов и загрузку людей в вертолёты.
Распределение вертолётов по спотам занимает 26 минут.
Батальон высаживается двумя волнами, всего 18 машин.
Потеря двух спотов задерживает высадку на 40 минут.
Задержка в 40 минут может быть катастрофой для операции.
Генералы морской пехоты запретили использование трамплинов для вертолётов.
Реактивные струи вертолётов нагревают палубу до 600 °C.
На авианосцах используются джет-бласт дефлекторы для защиты палубы.
Палуба должна быть антипригарной для вертолётов.
Японские авианосцы «Дзума» и «Кага» требуют дополнительных затрат на жаропрочные материалы.
Самолёты ВВП садятся только в строго отведённых местах на палубе.
Постоянное использование ВВП быстро разрушает палубу.
Универсальные десантные корабли не являются авианосцами.
Они предназначены для высадки десантов и ликвидации последствий стихийных бедствий.
«Осуми» используются для высадки десантов на остров Хоккайдо.
Вертолёты с «Осуми» действуют в пределах тактического радиуса.
«Осуми» эффективно спасает жизни в условиях стихийных бедствий.
На борту «Осуми» есть бортовой госпиталь.
На десантных кораблях лучше организованы медицинские и социальные условия.
Во Франции морская пехота является частью армии, что улучшает социальные взаимодействия на борту.
Десантный вертолётоносец не является авианосцем и имеет свои уникальные задачи.
Трамплин на авианосце не имеет смысла без самолётов вертикального взлёта и посадки.