Видео недоступно для вставки
Курс по основам менеджмента охватывает школы менеджмента за последние 140 лет.
Рассматриваются школы научного управления Фредерика Тейлора и административная школа Анри Файоля.
Вводится понятие школы человеческих отношений, акцентирующей внимание на социальных и психологических аспектах управления.
Школа человеческих отношений рассматривает человека как социальное и психологическое существо.
Важны атмосфера на работе, взаимодействие с коллегами и начальством.
Элтон Мэй и Хоторнские эксперименты 1927-1933 годов показали важность человеческих отношений для мотивации и производительности труда.
Эксперименты проводились в Хоторне, США, с 1927 по 1933 годы.
Разделили предприятие на два цеха: контрольный и экспериментальный.
Улучшение условий в экспериментальном цехе привело к повышению производительности в контрольном цехе.
Человеческое отношение со стороны работодателя повышает производительность труда.
Введение должности производственного психолога и улучшение условий труда снизило текучесть кадров.
Учет социальных и психологических потребностей привел к формированию устойчивого коллектива.
Исследования в конфликтологии, социологии малых групп, психологии труда и лидерстве.
Лидерство может быть врожденным, приобретаемым или ситуативным фактором.
Переход от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.
Демократизация в решении рутинных задач повышает ответственность сотрудников.
Пример с пиццерией: учет пожеланий сотрудников улучшает соблюдение расписания.
Создание подлинной общности интересов и учет отношений внутри коллектива.
В 30-40-е годы нематериальные факторы мотивации стали важнее материальных.
Менеджмент стал более гуманитарным, учитывающим социологию, психологию и экономику.
Урбанизация и социальные изменения привели к развитию социальных и психологических дисциплин.
Урбанизация способствовала развитию социальных и психологических дисциплин.
Вторая мировая война показала необходимость учитывать запросы людей и избегать тоталитарных режимов.
Это привело к гуманизации управления.
Четвертая школа управления фокусируется на методах принятия решений и математике.
Управление рассматривается как принятие оптимальных решений, просчитанных математически.
Важные представители: Черчмен, Арно Форестер и другие.
Математика и ИТ играют ключевую роль в управлении.
Развитие новых отраслей, таких как исследование операций и теория игр.
Применение математических методов в экономике и логистике.
Применение систем планирования производства, таких как MRP и ERP.
Логистические концепции: толкающая и тянущая системы.
Развитие бережливого производства и ERP-систем.
Использование баз данных и экспертных систем для поддержки принятия решений.
Применение нейросетей для автоматизации задач.
Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM.
Все четыре школы управления существуют и развиваются одновременно.
Каждая школа имеет свои преимущества в зависимости от типа производства.
Важно учитывать все аспекты управления для эффективного управления.