Приветствие и объявление темы урока: фразеологизмы, пословицы и поговорки.
Проверка домашнего задания: подбор синонимов к фразеологизмам.
Объяснение, что такое синонимы и примеры фразеологизмов.
Определение фразеологизмов: устойчивые сочетания слов с переносным значением.
Примеры фразеологизмов: водить за нос, развешивать уши, точить зубы, делать из мухи слона, строить глазки, прикусить язык, чесать языком, медведь на ухо наступил, семь пятниц на неделе, сесть в калошу.
Определение пословиц и поговорок.
Примеры пословиц: будь своему слову господин, глупые речи, что пыль на ветру, что написано пером, не вырубишь топором, где слова редки, там они вес имеют, красно поле пшеном, а беседа умом, цыплят по осени считают, яблочко от яблони недалеко падает, где родился, там и пригодился.
Задание: дописать пословицы и поговорки.
Примеры: месяц светит, да не греет, сначала подумай, а потом говори, кто тонет, тот и за соломинку хватается, скучен день до вечера, если делать нечего, за все браться- ничего не сделать, мало хотеть, надо уметь.
Задание: определить человеческие пороки по пословицам.
Примеры: слово не воробей, вылетит не поймаешь, человек с коротким умом обзаводится длинным языком, привыкшие врать не краснеют.
Разбор слова "длинным" по составу.
Морфологический разбор слова "человек".
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: упражнение 396, объяснение смысла пословиц и запись их под диктовку.