Александр Солженицын представляет рассказ "Матренин двор".
Действие происходит на 184-м километре от Москвы по ветке к Мурому и Казани.
Пассажиры поезда замедляют ход, но машинисты знают причину.
Летом 1956 года автор возвращается в Россию после десяти лет отсутствия.
Он хочет затеряться в средней полосе России, где нет жары.
В отделе кадров ему предлагают место в деревне Высокое Поле.
Высокое Поле кажется автору идеальным местом для жизни.
Однако там нет хлеба и других продуктов, и вся деревня привозит их из города.
Автор возвращается в отдел кадров и получает направление в Торфопродукт.
Торфопродукт — это поселок с бараками и фабричной трубой.
Автор замечает, что в поселке нет настоящих комнат.
Он предполагает, что вечером будет шум и пьяные.
Автор встречает женщину на базаре, которая рассказывает о деревне Тальново.
Он просит женщину помочь найти жилье, и она ведет его к Матрене.
Матрена живет в доме с четырьмя окнами и чердачным окошком.
Матрена живет одна и болеет, но соглашается пустить автора.
Автор поселяется в избе Матрены, где живут кошка, мыши и тараканы.
Матрена работает за трудодни, а автор помогает ей по хозяйству.
Мыши проделывали ходы под обоями, которые были наклеены в пять слоев.
Кошка не могла достать мышей, а тараканы не переползали в чистую избу.
Тараканов травили бурой, но они снова плодились.
Матрена вставала рано и топила печь, доила козу и готовила еду.
Она варила картошку и суп, но еда часто была невкусной и не всегда свежей.
Матрена готовила с любовью, несмотря на трудности.
Матрена добивалась пенсии, но процесс был сложным и долгим.
Она часто ходила в сельсовет и собес, но не всегда получала помощь.
Работа на огороде и в лесу помогала ей справляться с трудностями.
Матрена и другие жители деревни сталкивались с нехваткой топлива.
Торф не продавался жителям, а только начальству и учителям.
Председатель колхоза не помогал с топливом, так как сам был в запасе.
Бабы собирали торф, который не могли увезти сразу, и сушили его до осени.
Торф был необходим для отопления домов, и его носили в мешках.
Матрена приносила по шесть мешков торфа в день, пряча его под мостами.
Трест не мог контролировать добычу торфа, и бабы продолжали его собирать.
Иногда трест ловил баб, но они продолжали носить торф по ночам.
Матрена держала в голове множество дел, включая сбор пеньков и брусники.
Матрена держала козу, так как не могла держать корову из-за нехватки места.
Она собирала сено для козы, несмотря на трудности.
Председатель обрезал огороды инвалидам, оставив Матрее только 15 соток.
Матрена помогала колхозу, несмотря на болезни и другие дела.
Она не брала денег за помощь, но помогала соседям и родственникам.
Матрена кормила козьих пастухов, что требовало больших затрат.
Матрена часто болела, но не жаловалась и продолжала работать.
Подруга Маша помогала ей, когда Матрена не могла двигаться.
Матрена боялась поездов и пожаров, но продолжала жить активно.
Матрена начала получать пенсию и улучшила свою жизнь.
Она купила новые вещи и зашила деньги на похороны.
Матрена стала чаще ходить к подруге Маше и познакомилась с сестрами.
Матрена верила в суеверия и не была истово религиозной.
Она начала слушать радио, чтобы быть в курсе новостей.
Матрена осуждала новые технологии и изобретения, считая их ненужными.
Матрена не оценила пение Шаляпина, но была тронута романсами Глинки.
Матрена и рассказчик жили дружно, не мешая друг другу.
Матрена не интересовалась личной жизнью рассказчика, несмотря на его прошлое.
Матрена вышла замуж до революции и сразу начала работать в доме.
У нее было шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте.
Муж Матрены не вернулся с войны, и она решила, что он погиб.
Рассказчик застал в избе высокого старика, который оказался родственником Матрены.
Старик пришел просить за своего сына, который плохо учился.
Рассказчик объяснил старику, что сын не учится, и тот пообещал строго наказывать его.
Матрена рассказала, что старик был ее первым женихом.
Она вышла замуж за Ефима, но старик вернулся с войны и угрожал ей.
Матрена родила шестерых детей, но все они умерли, кроме одного.
Старик женился на другой Матрене, которая жаловалась на мужа.
Матрена воспитывала дочь Фадея, Киру, как свою.
Матрена завещала горницу Кире, но старик Фадей начал требовать отдать горницу при жизни Матрены.
Матрена не спала две ночи, решаясь на разрушение дома.
Дом был завещан Кире, но Матрене было тяжело ломать его.
Фадей и его семья начали разбирать дом, несмотря на возражения Матрены.
Дом Матрены был построен Фадеем и его отцом.
Горницу разобрали, а избу временно отсекли стеной.
Женщины готовили самогон для оплаты работ.
Началась метель, задержавшая работы.
Дорога была заметелена, и трактор не мог проехать.
Матрена чувствовала себя потерянной, особенно после критики от сестер.
Дорога подсохла, и Матрена почувствовала надежду.
Она согласилась сфотографироваться за старинным ткацким станом.
Лицо Матрены светилось от радости, несмотря на трудности.
Семья деда Фадея и приглашенные помогали нагружать бревна на тракторные сани.
Возник спор о том, как вести сани: порознь или вместе.
Тракторист настаивал на совместном движении, чтобы быстрее перевезти бревна.
Машинист платил за перевозку горницы, а не за рейсы.
Вторые сани подцепили за первыми.
Матрена помогала накатывать бревна, но испачкала телогрейку Игната.
Погрузка закончилась, и все мужчины пошли в кухоньку пить самогон.
Тракторист хвастался, но пили недолго из-за темноты.
Матрена тревожно следила за уходом мужчин.
После ухода мужчин в избе стало тихо.
Игнат заметил, что за весь вечер не прошло ни одного поезда.
Мыши начали активно двигаться, что было необычно.
Игнат услышал громкие голоса и увидел четверых мужчин в шинелях.
Они спросили, где хозяйка, и узнали, что трактор с санями уехал.
Игнат понял, что кого-то арестовали или хотели арестовать.
Игнат показал, что в избе не было следов разгула.
Мужчины ушли, сказав, что пьянка была не в этой избе.
Игнат убрал следы самогона и еды, чтобы скрыть следы разгула.
Маша пришла и рассказала, что на переезде застряли сани.
Матрена погибла, пытаясь помочь мужчинам.
Машинист и тракторист погибли, а племянник получил травмы.
Машинисты успели остановить поезд, но многие пострадали.
Муж Матрены пытался повеситься, но его спасли.
Маша попросила Игната отдать ей вязанку Матрены.
Игнат заперся в избе, оставив свет.
Мыши продолжали активно двигаться.
Игнат представил себе молодого Фадея с топором, угрожающего ему.
Женщины привезли тело Матрены на санках.
Тело было сильно изуродовано, без ног и половины туловища.
Одна женщина перекрестилась и сказала, что правую руку оставил ей Господь.
В избе Матрены навели порядок, завесили зеркало и сняли плакаты.
Поставили гроб с телом Матрены, покрытым простыней.
Деревенские приходили посмотреть на мертвую Матрену.
Женщины плакали, мужчины стояли молча.
Плач был продуманным и организованным.
Родственники Матрены плакали по-разному, обвиняя друг друга.
Плач был политическим, с обвинениями против мужниной родни.
Сестры Матрены плакали, обвиняя горницу и мужа.
Другие родственники плакали, обвиняя Матрену в неосторожности.
Одна женщина плакалась искренне, другая пыталась следовать политике.
Старуха остановила плач, сказав, что не знает, как умрет.
Кира, приемная дочь Матрены, плакала безутешно.
Муж Киры был виновен в аварии, но его не судили.
Поезда не ходили три дня из-за ремонта пути.
Фадей, муж Матрены, пытался вернуть горницу.
Похороны прошли в воскресенье, два гроба поставили рядом.
Поминки прошли в избе, с чтением молитв и поеданием пирожков.
Разговоры на поминках стали оживленнее, но не о Матрене.
Ужин закончился, все спели "Достойно есть" и "Вечная память".
Гости разошлись, остались самые близкие, начались шутки и смех.
Обсуждали пропавшего без вести мужа Матрены, сапожник и его жена утверждали, что он умер.
Сапожник был дезертиром, а Фадей не пришел на поминки.
Спор шел об избе, которую хотели поделить сестры Матрены и приемная дочь.
В итоге договорились, что избу получит сапожник, а Фадей получил горницу и сараи.
Золовка Матрены вспоминала о ней неодобрительно, называя ее нечистоплотной и небережной.
Золовка не любила Матрену за ее простоту и помощь другим бесплатно.
Эти отзывы помогли понять, что Матрена была праведницей, без которой не стоит вся земля.