Лекции о классическом греческом искусстве будут прерваны.
Искусство отражает вызовы жизни и фиксирует их.
Эпоха, о которой идет речь, была сложной и насыщенной событиями.
Искусство развивалось во время греко-персидских войн и противостояния Афин и Спарты.
Греки освободили острова Эгейского моря и города Ионии.
Афины объединили освобожденные полисы в морской союз.
Афины взяли на себя защиту членов союза от персов.
Афинские граждане призывного возраста стали воинами.
Афины добились впечатляющих успехов, включая захват Кипра и экспедицию в Египет.
Афины разделили полисы на пять регионов и контролировали их.
В полисах размещались афинские воины и клерухи.
Афины требовали высокие взносы в казну союза для защиты.
Афины подавляли восстания на островах Эгейского моря.
Искусство отражало идеальный мир, к которому стремились, но не достигали.
Война с персами стала приносить неудачи, что привело к переговорам.
Афины заключили мир с персами в 449-445 годах до н.э.
Персидский царь признал независимость Эллады и островов Эгейского моря.
Война прекратилась компромиссным миром, что позволило Афинам начать масштабные строительные проекты.
Война между Афинами и Спартой началась после прекращения войны с персами.
Спарта ревновала к военной силе Афин и их политическому строю.
Спарта была аристократическим государством с пережитками родового строя.
Спартанцы не могли конкурировать экономически с Афинами.
Политическое устройство Афин подрывало спартанскую власть аристократов.
Демократия в Афинах вызывала недовольство среди угнетенных, что угрожало Спарте.
Спарта поддерживала аристократов и олигархов в полисах, вошедших в Афинский морской союз.
Афины стремились к установлению демократического правления в этих полисах, что вызывало конфликты.
Конфликты перерастали в гражданские столкновения и восстания.
Спарта поддерживала аристократов, а Афины — демократов.
Афины строили державу, где демократия была доступна только афинянам.
Афины стремились контролировать союзников, переселяя своих граждан и размещая гарнизоны.
Афины пытались захватить опорные пункты в западной части Греции.
Началась война между Афинами и их союзниками и Спартой и их союзниками.
Противостояние между Килоном и Периклом стало ключевым.
В середине сороковых годов до н.э. силы Афин и Спарты истощились.
Был заключен мир, установивший равновесие между двумя гегемонами.
Спарта удержала Пелопоннес, а Афины потеряли опорные пункты в Охае.
В Афинах началась политическая борьба против демократической партии.
Фукидид, поддерживаемый аристократами, выступал против Перикла.
Перикл использовал популистские средства для укрепления своих позиций.
Перикл стал лидером Афин на 15 лет, проводя политику в интересах простых афинян.
Велось грандиозное строительство, проводились празднества и выплачивались пособия.
Афины превратились в имперское государство, раскинувшее свои владения на нескольких регионах Средиземноморья.
Афины поддерживали удаленные территории через большие финансовые и человеческие усилия.
Взимание денег с членов морского союза увеличилось в 7-8 раз.
Афины обладали самым большим военным и торговым флотом, но это требовало перенапряжения людских ресурсов.
После заключения мира с Спартой количество мужчин-воинов в Афинах сократилось.
В Афинах обращались с рабами мягко, чтобы избежать восстаний.
Пример Спарты, где вспыхнуло восстание илотов, показывает, что Афины не могли подавить восстания.
Коринф следил за расширением влияния Афин и реагировал нервно.
Афины нуждались в агитации для своих союзников, в отличие от Спарты.
Перикл обустраивал Афины, выдавал пособия и расширял архэ, стимулируя экономическое развитие.
Афины не могли долго выдерживать политическую линию без увеличения числа рабов.
Рабский труд таил в себе угрозы внутреннего конфликта и социального неравенства.
Богатые могли приобретать больше рабов, что делало их более конкурентоспособными.
Мир со Спартой не мог быть длительным, и конфликты вспыхивали между сторонниками Афин и Спарты.
Афины принимали беглых илотов, что нервировало Спарту.
Перикл, несмотря на поддержку демоса, вызывал раздражение у нового поколения политиков.
Перикл окружил себя интеллектуалами, что вызывало раздражение у простого народа.
Противники Перикла обвиняли его в аристократизме и демократизме.
Фидий, друг Перикла, был обвинен в хищении и кощунстве, что привело к его смерти.
Война между Спартой и Афинами началась из-за восстания на Корфу.
Афины поддержали демократов, что привело к вмешательству Коринфа.
Афинский адмирал был настроен в пользу вмешательства, поддерживая крайнюю демократическую партию.
Финская эскадра стала свидетелем морского сражения между коринфинами и аристократами.
Афинский наварх вмешался в битву, и демократы победили.
Коринф обвинил Афины в нарушении договора и начал войну.
Коринф обратился к Спарте за помощью.
В 431 году до н.э. началась Пелопоннесская война, длившаяся почти 30 лет.
Перикл избежал остракизма, но его не выбрали стратегом.
Клион стал лидером умеренных аристократов.
Афины начали терпеть неудачи, и Перикл был снова избран стратегом.
В Афинах началась эпидемия чумы, что усугубило политическую борьбу.
Эпидемия разрушила общественные и семейные связи.
Перикл заразился чумой и умер, что обострило политические противоречия.
Фукидид, сторонник Ники, анализировал причины потрясений и отказался от божественного влияния.
Фукидид объяснял события через поступки людей, что изменило восприятие истории.
Аристофан, поддерживающий Ники, критиковал войну и защищал интересы простых людей.
Его комедии, такие как "Лисистрата", показывали бессмысленность войны и страдания людей.
Сократ, сын каменотеса, стал философом, несмотря на свое происхождение.
Он был мужественным человеком и участвовал в военных походах.
Сократ стремился к поиску истины и не мог заниматься обычной работой.
Сократ спас Алкивиада во время сражения под Амфиполем.
Алкивиад стал учеником Сократа и его последователем.
Влияние Сократа на Алкивиада было значительным.
Сократ оказал значительное влияние на формирование Алкивиада.
Алкивиада сравнивали с Бонапартом за политические способности.
Сократ требовал размышлений и сомнения.
Вокруг Сократа сложился кружок интеллектуальной молодежи.
Его учениками были Платон, Ксенофонт и Алкивиад.
Критий, враг демократии, также был его учеником.
Аристофан высмеял Сократа в комедии "Облака".
Сократ представлен как мошенник, обманывающий людей.
Духовная жизнь в Афинах была насыщенной и противоречивой.
Война зашла в тупик, и был заключен мир с Спартой.
Мир был назван Никиевым миром, и все завоевания были возвращены.
Мир вызвал недовольство среди тех, кто не успел сделать карьеру.
Клеон боролся против Никиева мира.
Клеон провалил военную экспедицию и погиб.
Алкивиад предложил продолжить поход на Сицилию.
В Афинах произошло кощунство: были разбиты изображения Гермеса.
Подозрение пало на Алкивиада, который был безбожником.
Началось следствие по делу Гермокопидов.
Флот достиг Сицилии и начал осаду Сиракуз.
Алкивиад покинул флот и бежал к спартанцам.
Спартанцы помогли Сиракузам, и афиняне были разбиты.
Алкивиад был принят в Спарте, но не удержался там.
Он соблазнил спартанскую царицу, что вызвало скандал.
Алкивиад бежал из Спарты и укрылся в Халкидике.
Сократ противостоял нравственным нормам, в отличие от спартанского общества.
В Спарте была дисциплина и уверенность в правильности традиций.
Деньги начали проникать в спартанское общество после Пелопоннесской войны, что привело к его разложению.
Уравнительность в Спарте спасала общество от расслоения.
В консервативном обществе не было расцвета искусств и культуры.
Расслоение общества началось после Пелопоннесской войны, но медленнее, чем в Афинах.
Свобода экономической и политической деятельности приводила к расслоению.
Рабы не могли стать гражданами в Афинах, в отличие от Рима.
Пленников либо отпускали за выкуп, либо обращали в рабов.
В Афинах было культурное и эстетическое развитие, но также сохранялись пережитки родового и общинного характера.
Вопрос равенства людей был поставлен только в конце XVIII века благодаря философии Просвещения.
В эпоху Возрождения только отдельные мыслители говорили о всеобщем равенстве.
Аристотель утверждал, что эллины свободны по природе, а все остальные рабы.
В Спарте люди не считались равными, и физическая красота тела была важна.
Люди с физическими недостатками не подвергались изгнанию, но могли чувствовать себя озлобленными.
Физическая неполноценность не всегда означала нравственную злобность.
Люди с недостатками вели нормальную экономическую и социальную жизнь.