Анна Калинченко представляет курс лекций по основам математического образования.
Первая лекция посвящена теоретико-множественному подходу в обучении младших школьников.
Рекомендованы учебники по математике и методике преподавания начального курса математики.
Обязательная литература для изучения курса.
Теория множеств, созданная Георгом Кантором, оказала значительное влияние на математику.
Основные понятия теории: множество, пустое множество, элементы множества.
Множество определяется своими элементами.
Перечисление элементов множества и характеристическое свойство элементов.
Характеристическое свойство указывает, принадлежит ли объект множеству.
Примеры множеств с различными характеристическими свойствами.
Запись множеств с характеристическими свойствами.
Примеры записи множеств натуральных чисел и квадратов.
Теория множеств лежит в основе математического образования.
Дети раннего возраста интуитивно объединяют предметы по свойствам.
Дети начинают называть предметы, принадлежащие множеству.
Расширение и углубление понятий, связанных с множественными свойствами.
Умение выделять много однородных предметов и устанавливать элементы множества.
Примеры с печеньем и пряниками.
Круг Эйлера как техника визуальной организации множеств.
Иллюстрации из учебника математики для начальной школы.
Уменьшение множества до одного элемента.
Увеличение множества до множества с большим количеством элементов.
Дети знакомятся с операциями с множествами до школы.
Предметно-практический опыт помогает им перейти к более точному рассмотрению математических объектов.
В дошкольном детстве дети учатся разбивать множества на подмножества, что формирует научное мировоззрение.
Объединение по существенному признаку лежит в основе разбиения на классы.
Пример: выбор кубиков по цвету без пересечения множеств.
Круги Эйлера помогают наглядно представить операции над множествами.
Пересечение множеств: элементы одного множества, не принадлежащие другому.
Объединение множеств: элементы одного множества или другого.
Разность множеств: элементы одного множества, не принадлежащие другому.
Дополнение множества: элементы одного множества, не принадлежащие другому, если одно множество является подмножеством другого.
Теории множеств лежат в основе математических операций, выполняемых детьми.
Дети не изучают абстрактные понятия, но интерпретируют их в практических заданиях.
Примеры: определение подмножеств и выполнение логических задач.
Задания повышенной сложности готовят детей к олимпиадам и конкурсам.
Важно понимать и интерпретировать операции с множествами для решения задач.
Умение видеть подмножества важно для аналитико-синтетической деятельности.
Учебные пособия уделяют внимание обучению видеть и составлять множества из подмножеств.
Теоретико-множественный подход важен для обучения математике.
Умение видеть подмножества помогает понять состав числа.
Регулярные предметно-практические задания помогают детям видеть подмножества.
Использование сенсорных умений для визуализации множеств.
Примеры: разделение элементов по цвету, форме и размеру.
Комбинаторные задания помогают детям видеть подмножества в множествах.
Использование методики "домика для числа" для понимания множеств.
Пример с четырьмя элементами: три желтых и один красный, два желтых и два красных, один желтый и три красных.
Понимание, что все числа меньше заданного числа входят в его множество.
Составление подмножеств внутри одного множества.
Пример: четыре элемента могут быть представлены как три и один, два и два, один и три.
Важность теории множеств для обучения младших школьников.
Взаимооднозначное соответствие между элементами множеств.
Примеры зависимостей и соответствий в математике.
Декартово произведение как основа для комбинаторных задач.
Декартово произведение в начальном курсе математики.
Комбинаторные задачи в факультативах и внеурочной деятельности.
Примеры задач для детей, развивающие логические операции.
Взаимооднозначное соответствие как основа счетной деятельности.
Модель натурального числа как мощность конечного множества.
Опыт наблюдения за множествами у детей.
Определение равномощности множеств.
Взаимооднозначное соответствие между элементами множеств.
Классы равномощных множеств и их мощность.
Формирование понятия числа через счетную операцию.
Пример с тремя яблоками и тарелками.
Переход от конкретного содержания к абстрактным символам.
Пересчет предметных совокупностей.
Установление взаимооднозначного соответствия между числами и предметами.
Упорядочивание элементов и приписывание им номеров.
Введение понятий "поровну" и "больше на один".
Пример с пятью элементами: три яблока, две груши.
Определение количества яблок и груш в множестве фруктов.
Установление взаимооднозначного соответствия для нахождения разности.
Пример с вычитанием: из трех яблок убрать две груши.
Разность чисел три и два.
Определение знака арифметического действия и наибольшего компонента.
Пример сложения: объединение множеств из трех и двух элементов.
Пример вычитания: удаление одного подмножества из большего множества.
Объяснение умножения как объединения равночисленных подмножеств.
Пример задачи: на трех столах по два блокнота, сколько всего блокнотов?
Важность правильного порядка множителей и невозможность изменения записи.
Разбиение множества на равночисленные подмножества.
Пример задачи: сколько яблок на каждой тарелке?
Две ситуации: поиск количества элементов в подмножестве и поиск числа подмножеств.
Пример с множествами из двух и шести элементов.
Определение кратности отношений.
Применение теории множеств для решения текстовых арифметических задач.
Пример задачи с проволокой: сколько метров проволоки в каждом мотке?
Использование графической модели для решения задачи.
Применение понятий "поровну", "больше", "меньше" для установления отношений.
Задача: сколько собрали помидоров и огурцов?
Использование графической модели и теоретико-множественного подхода.
Решение задачи арифметическим способом без составления уравнений.
Рассматриваются примеры задач, связанные с теоретико-множественным пониманием образования множеств.
Установление взаимооднозначного соответствия, равенства и равномощности между элементами множеств.
Использование теоретико-множественного смысла сложения, вычитания, произведения и частного для построения программных элементов.
Все учебно-методические комплексы, такие как "Школа России", "Перспектива" и "Планета знаний", строятся на теоретико-множественном подходе.
Дети с раннего возраста интересуются множествами и начинают оперировать ими.
Работа с элементами множеств составляет основную деятельность по изучению окружающего мира.
Теоретико-множественная позиция помогает более точно и глубоко рассматривать зависимости между элементами окружающего мира.
Развитие аналитико-синтетической деятельности и построение курса математики на основе теоретико-множественного подхода.
Теоретико-множественный подход не единственный, есть и другие подходы, такие как число как мера величины в курсе Ильконина-Давыдова.
Лекция посвящена теоретико-множественному подходу, который лежит в основе большинства учебно-методических комплексов.
Постепенное развитие личности ребенка в раннем возрасте и начальной школе позволяет углублять и расширять знания о мире.
Лекция завершена, спасибо за внимание.