Николай Швека представляет курс лекций по теории государства и права для студентов юридических специальностей.
Тема лекции: понятие государства.
Лекция будет посвящена признакам, отличающим государство от других социальных образований.
Публичная политическая власть как первый признак государства.
Система налогов и публичных обязанностей.
Территориальное деление населения.
Монополия на легитимное применение насилия.
Суверенитет как последний признак.
Публичная политическая власть включает специальные органы управления и правоохранительные органы.
Государство в современном смысле появилось не сразу, существовали протогосударственные формы.
Примеры протогосударственных форм: вождество и чив дом.
Публичная власть не сводится к государственной власти.
Примеры: Евросоюз и местное самоуправление.
В некоторых государствах местное самоуправление слито с государственной властью.
Налоги необходимы для существования публичной власти.
В древних полисах и средневековых государствах налоги могли отсутствовать, но были другие обязанности.
В средневековой Европе налоги собирались через парламенты, что привело к сословно-представительной монархии.
В древнерусском государстве система налогов и повинностей начала складываться при княгине Ольге.
Полюдье можно рассматривать как неразвитую форму налога в пользу государственной власти.
Это тема для дальнейших дискуссий и исследований.
Государственная власть распространяется на определенную территорию.
Территория важна для государства из-за ресурсов и стратегического положения.
Некоторые государства могут отказываться от территорий, если они становятся обузой.
Древние государства имели неопределенные территории.
У кочевых племен не было четкой территории, но они также могли считаться государствами.
Понятие фронтира объясняет условные границы государств в древности.
Современные границы государств четко определены международным правом.
Включают сушу, внутренние воды, недра, воздушное пространство и территориальные воды.
Иногда включают территории с режимом экстерриториальности.
Легитимность и аппарат насилия являются признаками государства.
Легальность означает законность, но не только государство может законно применять силу.
Легитимность предполагает признание законности применения силы государством.
Государство разрешает законное применение силы.
Монополия государства на легальное применение силы является тавтологией.
Государство должно иметь монополию на легитимное применение силы.
Легитимность по Веберу — это одобрение власти народом.
Государство отличается от преступников тем, что большинство населения признает его право на насилие.
В средние века легитимность касалась конкретного феодала, а не публичной власти.
Легитимная власть может не иметь монополии на легитимное насилие.
Вождь без механизма принуждения не имеет монополии на насилие.
Аппарат насилия, такой как полиция и армия, является признаком государства.
Августин считал, что государство отличается от шайки разбойников справедливостью.
Легитимность не всегда связана со справедливостью.
Тоталитарные государства могут не иметь легитимного права на насилие, что делает их не государствами.
Суверенитет — это верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Суверенитет рассматривается как свойство власти и признак государства.
Суверенитет связан с монополией на легитимное насилие, но нелегитимная власть может сохранять суверенитет.
Легитимность — признак государства, но многие государства могут не быть государственными.
Суверенитет многогранен: народ является носителем суверенитета в некоторых странах, а международное право признает суверенное равенство государств.
Народный суверенитет: народ сам определяет свою судьбу.
Государственный суверенитет: государство должно быть самостоятельным, выражая волю народа.
Демократические государства должны обладать суверенитетом.
Нормативный подход рассматривает суверенитет как идеал или формальное юридическое предписание.
В идеале народ и государство должны обладать суверенитетом.
Формальные нормы, такие как устав ООН и конституции, закрепляют суверенитет субъектов.
Эмпирический подход рассматривает суверенитет как реальную способность народа и государства.
Несостоявшееся государство фейлд стейт не обладает суверенитетом.
Власть, подчиненная другой структуре, также не обладает суверенитетом.
В федеративных государствах и политических автономиях суверенитет принадлежит совместно центральной и региональной властям.
В международных организациях суверенитет принадлежит всем членам вместе.
Суверенитет часто понимается как монополия на насилие.
В древности и средние века государство делило суверенитет с общинами и церковью.
Современное государство ограничено международными организациями и субъектами федерации.
Возможно, несколько публичных властей могут действовать на одной территории, каждая в пределах своей компетенции.
Центральная власть и региональная власть образуют единую государственную власть с единым суверенитетом.
Международные организации пока не обладают реальной самостоятельностью и зависят от воли государств-членов.
В будущем международные организации могут стать суверенными, если подчинят себе государства-члены.
Суверенитет принадлежит только государствам.
Государство прекращает существование, если утрачивает суверенитет как в формально-юридическом, так и в фактическом смысле.
Несостоявшиеся государства не являются государствами, так как де-факто не суверенны.
В Великобритании существует доктрина суверенитета парламента, согласно которой парламент может принимать акты по любому вопросу, включая отмену судебных прецедентов.
Доктрина применяется к конкретному государственному органу, а не к государству в целом.
В юридической литературе иногда выделяют связь с правом как признак государства.
Определение государства через право создает круг в определении, так как право исходит от государства.
Признак связи с правом выделяется только для профессиональной важности.
Государство — это организация политической власти с публичным характером, системой налогов, территориальным делением, легитимным аппаратом насилия и фактической самостоятельностью.
В международном праве государство определяется через четыре признака: правительство, территория, население и способность к вступлению в отношения с другими государствами.
Государство можно понимать как организацию публичной власти, юридическое лицо, организм с внутренними органами и нормативный порядок.
Государство можно рассматривать в динамике, а не только в статике, что позволяет расширить кругозор.
Узкое понятие государства — это организация публичной власти.
Широкое понятие государства включает нормативный порядок и социальную реальность, существующую независимо от формально провозглашенных норм.
Определение государства, состоящее из пяти признаков, является узким, но государство можно понимать шире.