Видео недоступно для вставки
В 1920-е годы территория Магаданской области была частью Якутии.
Первые якуты пришли в Симчан в середине XIX века.
Симчан расположен в уникальной климатической зоне, называемой "Колымский Крым".
Якуты занимались скотоводством, разводили лошадей и коров.
Они расселялись вблизи озер и рек, строили оседлые жилища.
Со временем многие якуты обрусели и утратили свой язык.
В районе осталось мало людей, говорящих на якутском языке.
Многие якутские села и поселки опустели и разрушились.
Совхозы, такие как Среднеканский и Семчан, потеряли свое значение.
В районе проживает около 2000 человек.
В 2005 году село Колымское пострадало от морозов, и глава села был избран заново.
Местное население занимается рыбалкой и охотой, но в меньших количествах.
Старшее поколение еще помнит якутский язык, но молодые его утратили.
Нет речевой практики, так как нет социума, говорящего на этом языке.
Смешанные семьи и отсутствие языковой практики привели к утрате культуры.
В районе много родственных связей между якутами и другими народами.
Панкратьевич Борисов, хорошо знавший якутский язык, организовал первую школу в Среднекане.
Якуты были скотоводами и жили в основательных жилищах.
В декабре 1930 года и мае 1931 года был выпущен первый букварь для якутских детей.
Якуты, живущие в окрестностях Семчана, получили название "есейские" для получения льгот как малочисленные народы Севера.
В 1991 году их назвали "есейскими якутами" для сохранения льгот.
В Магаданской области проживает около 400 якутов, но они не считаются малочисленными.
Название "есейские якуты" было дано для сохранения льгот.
Людмила Хоховская предложила назвать якутов, проживающих в Магаданской области, "верхнеколымскими".
Якуты, живущие вне Якутии, не считаются малочисленными, несмотря на их желание получить льготы.
В Магаданской области есть законы, приравнивающие их к малочисленным народам.
Некоторые якуты считают себя якутами, несмотря на отсутствие якутских корней у их детей.
В Магаданской области были населенные пункты, где проживали якуты, такие как Тоскан и Щелбаня.
Спиридон Дягилев, родившийся в 1923 году, рассказывал о своем деде, который пришел из Амякона.
Кулаковский провел зиму 1923-1924 годов в Тоскане, где работал над словарем якутских слов.
В поселке проводится праздник "Алгыз", посвященный встрече дорогого гостя.
В прошлом году праздник проводился совместно с днем поселка, но из-за коронавирусных ограничений не удалось его посетить.
Местные якуты пытались возродить коневодство, но это оказалось неосуществимым из-за отсутствия юридических лиц и финансовых затрат.
Якуты приспособились к нынешним условиям, но считают, что им нужно вернуть льготы.
Возможно, их следует назвать "верхнеколымскими" и вернуть им льготы, так как они отличаются от основного этноса.