Василий Гроссман посещает Пушкинский музей в Москве в 1955 году.
Люди стремятся увидеть картины из Дрезденской галереи, возвращенные в ФРГ.
Гроссман пишет статью "Прощание с Сикстинской Мадонной", где дает неожиданные характеристики картине.
Гроссман сравнивает Мадонну с коровой и собакой, что вызывает сильные эмоции.
В картине много непонятных элементов, таких как занавес и выражение лиц ангелочков.
Вопрос о шести пальцах святого Сикста вызывает вопросы о намеренности этой иллюзии.
Алексей Пашков, историк и искусствовед, рассказывает о своем подходе к искусству.
Он предлагает посетить его клуб ценителей искусства для более глубокого понимания искусства.
Картина трижды была на волосок от гибели, но чудесным образом избегала уничтожения.
В начале XIX века Наполеон мог уничтожить картину, но она была продана в 1754 году.
В 1849 году во время Дрезденского восстания Михаил Бакунин предложил использовать картины для атаки, что спасло их от уничтожения.
История спасения Сикстинской мадонны напоминает исторический анекдот.
В 1945 году нацисты прятали художественные ценности в подземных тайниках.
Время играло ключевую роль, так как нахождение в неподходящих условиях губительно для картин.
Леонид Рабинович, сержант советской армии, проявил инициативу в поисках художественных ценностей.
Рабинович занимался поисками на свой страх и риск, несмотря на отсутствие членства в специальных комиссиях.
Маршал Иван Конев поддержал инициативу Рабиновича, выделив ему ресурсы для поисков.
Рабинович нашел слепую карту, указывающую на шахту с ящиками.
В заброшенной штольне он обнаружил товарный вагон с ящиком, в котором находилась Сикстинская мадонна.
Картины были вывезены в Советский Союз и возвращены в ФРГ в 1955 году.
Долгое время Сикстинская мадонна считалась воплощением женской красоты.
Однако, даже те, кто восхищался ее красотой, признавали ее загадочность.
Многие гениальные художники и писатели пытались разгадать секрет ее обаяния.
Автор предлагает зрителям провести эксперимент, написав в комментариях о своем восприятии Сикстинской мадонны.
Результаты сравнения с мнениями известных людей могут удивить зрителей.
Современники Рафаэля не оставили значительных отзывов о Сикстинской Мадонне.
Первый биограф Рафаэля упоминает её как образ для алтаря, но без особых похвал.
Большая эпоха Возрождения не оставила значительных упоминаний о шедевре.
Немецкий искусствовед Винкельман возродил интерес к античному искусству в XVIII веке.
Винкельман писал о Сикстинской Мадонне, отмечая её величие и спокойствие.
Его теория эстетической красоты античного искусства применима и к Сикстинской Мадонне.
Немецкий гравёр Мюллер создал гравюру Сикстинской Мадонны, которая стала популярной.
Мюллер не был удовлетворён результатом и умер вскоре после создания гравюры.
Легенда о его разочаровании усилила интерес к шедевру.
Популярность Сикстинской Мадонны привела к её восприятию как образца для художников.
В академиях художеств использовали копии Сикстинской Мадонны для обучения.
Со временем это стало вызывать отторжение у молодых художников.
Виссарион Белинский увидел в Сикстинской Мадонне аристократизм и презрение.
Он считал, что она не является матерью христианского бога, а скорее царственной принцессой.
Белинский увидел в лице Мадонны высокомерие и презрение к "черни".
Тургенев и Базаров выражают разные мнения о Рафаэле.
Чернышевский в диссертации предлагает перевернуть отношение к искусству.
Искусство должно служить жизни, а не быть самоцелью.
Достоевский восхищался Сикстинской мадонной.
В романе "Бесы" он высмеивает старомодное восхищение картиной.
Молодые радикалы отвергали ценность мадонны, а классические ценители казались старомодными.
Романтики считали искусство даром свыше.
Вильгельм Вакенродер рассказывает легенду о видении Рафаэля.
История о видении Рафаэля дискредитирует романтический подход.
Искусство отражает эпоху и мировоззрение людей.
Люди проецируют свои мысли и эмоции на произведения искусства.
Важно внимательно изучать саму картину, а не полагаться на мнения других.
Мадонна с младенцем Христом окружена облаками, состоящими из ангельских ликов.
Это художественное новшество, но не уникальное для Рафаэля.
Художники предыдущих поколений также использовали ангельские нимбы.
На картине изображены святые: святая Варвара и святой Сикст II.
Святая Варвара часто изображалась с башней, символизирующей её заточение.
Святой Сикст II изображен в папском одеянии и с папской тиарой.
Существует легенда, что у святого Сикста шесть пальцев, но это иллюзия.
Рафаэль использовал перспективу и контуры для создания иллюзии глубины.
Эффект возникает случайно из-за жеста святого, указывающего на зрителя.
Ангелочки с разноцветными крыльями вызывают недоумение.
Художники эпохи Возрождения обладали творческой свободой в изображении ангелов.
Ангелочки стали популярными благодаря тиражированию, что может снижать их значимость.
Ангелочки выглядят серьезными и неуместными в контексте картины.
Их выражения лиц напоминают скучающих учеников, что контрастирует с изумлением святого Сикста.
Рафаэль изображает сверхъестественное пространство с материальным занавесом.
Занавес и шест, на котором он укреплен, вызывают вопросы.
Рафаэль нарушает художественные каноны эпохи Возрождения.
Мадонна идет к людям с Христом, который принесет себя в жертву за грехи человечества.
В эпоху Возрождения существовали устойчивые художественные конвенции для изображения Мадонны.
Рафаэль изображает Мадонну в необычном виде, что не соответствует библейским эпизодам.
Мадонна может изображаться как видение, но это не объясняет картину Рафаэля.
Мадонна часто изображается милостиво нисходящей к донатору.
В картине Рафаэля нет донатора, что делает её уникальной.
Немецкий искусствовед Грим в 1922 году предложил научное объяснение картины.
Грим нашел занавес в гробницах эпохи Возрождения.
Гробницы украшались рельефами и мраморными занавесами, что напоминает картину Рафаэля.
Гробницы эпохи Возрождения украшались рельефами с ангелами и Мадонной.
Занавес на картине Рафаэля напоминает мраморные занавесы на гробницах.
Грим предположил, что картина Рафаэля служила живописным надгробием.
Святая Варвара изображалась как защитница от внезапной смерти.
Картина могла быть написана к похоронам римского папы Юлия II.
Юлий II был покровителем художников и его смерть ускорилась сифилисом.
В картинах, заказанных Юлием II, часто изображались желуди.
В Сикстинской Мадонне также присутствуют желуди, что связано с родом делла Ровере.
Юлий II стал папой благодаря своему дяде, который почитал Сикста II.
Мадонна спускается, чтобы принять душу усопшего папы.
Занавес символизирует разделение между этим и тем миром.
Ангелочки на картине сопровождают душу усопшего, как и ангелы на гробницах.
Грим утверждает, что на картине Рафаэля есть саркофаг, который можно увидеть в нижней части картины.
Картина написана на холсте, что необычно для эпохи Возрождения.
Грим считает, что картина Рафаэля была закреплена над саркофагом, что стирает грань между живописным и реальным пространством.
Версия Грима красива, но оставляет много вопросов без ответов.
В биографии Рафаэля не упоминается о прощальной церемонии для картины.
Монастырь, где оказалась картина, посвящен святому Сику и святой Варваре, что усложняет теорию.
Эберляйн предлагает другую теорию, отталкиваясь от занавеса на картине.
Автор видео дополняет теорию, рассматривая купидончиков на картине.
В разные эпохи жесты и позы выражали разные эмоции, что важно учитывать при анализе картины.
Жесты и позы на картине Рафаэля выражают скорбь и благоговение.
Один из купидончиков опирается на руку, что символизирует скорбь.
Второй купидончик поднимает глаза к небу, что также выражает скорбь и мольбу.
Занавес на картине Рафаэля символизирует мучительное событие.
Важно понимать, как современники воспринимали произведения искусства.
Занавес в картине Рафаэля связан с библейскими текстами и символизирует смерть Христа на кресте.
Занавес в скине символизирует ветхий завет, скрывающий главную христианскую истину.
С приходом Христа завеса раскрывается, открывая новую истину.
В средневековой литературе часто встречается выражение "ветхий завет скрывает, новый завет раскрывает".
Занавес в искусстве часто символизирует раскрытие тайны.
В средневековом искусстве миниатюры часто изображали мадонну с младенцем перед раскрывающимся занавесом.
Пример: картина Хуго ван дер Гуса "Поклонение пастухов", где занавес символизирует раскрытие тайны.
Картина Рафаэля символизирует главное в христианстве, раскрывая тайну, скрытую под покровом ветхого завета.
Занавес символизирует ветхий завет, а Христос идет на добровольное страдание из любви к людям.
Василий Гроссман видел в картине воплощение вечного человеческого страдания, что делает ее атеистической.
Рафаэль создал новый канон в изображении мадонны, добавив в ее лицо выражение неизбывного страдания и решительности.
Это смелый шаг, который делает картину понятной и близкой для каждого зрителя.
Рафаэль нашел важный психологический закон, который делает его мадонну притягательной для всех.
Картина Рафаэля символизирует важный католический догмат.
Этот догмат стал камнем преткновения между католичеством и православием.
Ответы на последние два вопроса будут даны в расширенной версии лекции.
В клубе есть сотни лекций на разные темы искусства.
Лекции разбиты на короткие отрывки по 15 минут.
Просмотр лекций помогает отдохнуть от повседневных забот и развивает эмоции и интеллект.
В клубе есть лекции для детей о русских и европейских художниках.
Дети любят эти лекции и часто смотрят их вместе с родителями.
Клуб стоит 990 рублей в месяц, но для зрителей видео предлагается скидка на первые семь дней.
В клуб можно попасть независимо от страны проживания.
Есть две ссылки для России и для других стран.
Автор приглашает зрителей присоединиться к клубу и обещает оставаться друзьями.