Канал "Трикстер научно-религия" обсуждает религию с точки зрения религиоведения.
Интервью с кандидатом биологических наук, членом комиссии РАН по борьбе с лженаукой, писателем и блогером Александром Панчиным.
Панчин не планирует писать докторскую диссертацию, предпочитая работать над научными группами.
Панчин занимается эволюционной биологией, изучая апоптоз у животных.
Также исследует старение и эволюцию человеческого генома.
Его деятельность имеет отношение к религиозной тематике.
Кандидатская степень Панчина признается в западных университетах.
В некоторых российских вузах также выдают дипломы HD параллельно с кандидатской степенью.
Панчин считает себя атеистом, но не отрицает возможность существования Бога.
Он не создает двойных стандартов для доказательств существования Бога.
Если будут предоставлены убедительные доказательства существования Бога, он готов пересмотреть свою точку зрения.
Панчин критикует радикальный атеизм, оставляя возможность существования Бога.
Он упоминает "борисовскую ловушку" и важность улучшения своих представлений об окружающем мире.
Панчин признает, что у Бога нет четкого определения, что затрудняет его понимание.
Панчин обсуждает метафизические концепции, такие как Бог, и их бессмысленность.
Он цитирует Рудольфа Карнапа, который показал, что метафизические концепции плохо сформулированы.
Панчин упоминает лекцию Шона Кэррола, где Бог рассматривается как плохая гипотеза.
Кэррол использует теорию вероятностей, чтобы показать, что мир не соответствует ожиданиям от существования Бога.
Панчин считает, что научные открытия понижают вероятность существования Бога.
Панчин был верующим, но после изучения религиоведения стал неверующим.
Он объясняет, что курсы религиоведения помогли ему изменить свою точку зрения.
Понимание библейской традиции и картины мира.
Переход от христианства к деизму и методологическому агностицизму.
Религиозный опыт объясняется психическими и биологическими процессами.
Эпилепсия и религиозные переживания.
Интервью с человеком, страдающим шизофренией.
Религиозный опыт как причуды организма.
Вопросы о возникновении жизни.
Связь эпилепсии и религиозных видений.
Личный опыт с эпилептическим припадком во сне.
Определение сциентизма.
Важность научного знания и его роль в жизни человека.
Наука как инструмент познания объективной реальности.
Наука как способ описания мира.
Влияние научных знаний на выживание и принятие решений.
Различие между научными фактами и домыслами.
Формальное несоответствие определению сциентизма.
Восхищение людьми, полностью увлеченными наукой.
Наука как наиболее эффективный метод познания.
Наука как универсальная ценность.
Другие методы познания, такие как личный опыт и религия.
Скептицизм по отношению к религиозному познанию.
Религиозный опыт может давать представления о действительности, соответствующие реальности.
Это можно сравнить с выигрышем в лотерею, где удача подтверждает правильность предсказания.
Однако, такие правильные суждения часто сопровождаются ложными.
В произведении Станислава Лема "Кибериада" два героя сталкиваются с монстром, который интересуется знаниями.
Они создают прибор "демон второго рода", который интерпретирует случайные комбинации молекул.
Этот прибор записывает ценные знания, но они оказываются неструктурированными и бессмысленными.
Наука позволяет отделить разумное от бессмысленного.
В шуме есть как разумные крупицы, так и бред.
Вопрос в том, как отделить одно от другого.
Вера является примером неправильного мышления.
Вера предполагает принятие чего-либо за истину с большей уверенностью, чем это обосновано.
Вера — это когнитивная ошибка, так как она приписывает большую вероятность, чем это обосновано.
Мы вынуждены верить в окружающих нас людей и события.
Вера помогает нам справляться с повседневными задачами и социальным взаимодействием.
Вера в любовь родителей и близких необходима для нормальной жизни.
Вера без доказательств не является верой в традиционном смысле.
Примеры, когда родители не любят своих детей, показывают, что любовь можно определить по признакам.
Родители заботятся о детях, готовят еду, поддерживают, что можно предсказать и проверить.
Вера в безопасность перехода дороги основана на опыте и наблюдении.
Когнитивные ошибки могут приводить к преувеличенной уверенности в чем-то.
В нормальной жизни вера не нужна, важны надежда и доверие.
Религия может быть следствием полезных эволюционных адаптаций мозга.
Религия помогает в социальном взаимодействии и коммуникации.
Эволюция создала механизм для представления разумов других людей, что может быть использовано для создания богов и духов.
Религиозные люди могут быть более эффективными в распространении популяции.
Сравнение с атеистическими сообществами затруднено из-за отсутствия чистых атеистических стран.
Религия может быть ассоциирована с размножением, что может быть эволюционным преимуществом.
Аналитическое мышление помогает задумываться о правильности своих действий и мыслей.
Это важно не только для религии, но и для веры в альтернативную медицину, духов и мифологию.
Люди, не задумывающиеся о последствиях своих действий, могут не использовать контрацепцию.
Эволюция не всегда действует в интересах человека.
Примеры генетических мутаций, повышающих репродуктивный успех, но снижающих качество жизни.
Люди с мутациями, повышающими риск рака, могут иметь больше детей, несмотря на ухудшение здоровья.
Методы генной инженерии могут редактировать ДНК и устранять вредные мутации.
Искусственное оплодотворение с фронтальной диагностикой помогает корректировать эволюцию.
Не критическое отношение к планированию семьи может привести к негативным последствиям.
Верующие лучше выявляют закономерности и налаживают социальные связи.
Вера может давать эволюционные преимущества, например, в странах с защитой чувств верующих.
Конформизм и лояльность к лидеру могут быть эволюционно полезными.
Этические ценности, такие как человеческая жизнь и свобода слова, важны.
Религия предполагает слепую веру и не позволяет корректировать систему.
Религиозные представления часто оправдывают нарушения прав человека.
Гипотеза о медиа хлорианах, способствующих участию в иррациональных ритуалах.
Ритуалы могут облегчать передачу микроорганизмов, но не несут очевидной пользы.
Паразиты могут влиять на мозг человека, создавая сложные культурно-политические акты.
Статья опубликована в разделе "Гипотезы" научного журнала.
Гипотеза предполагает, что ритуалы могут способствовать передаче микроорганизмов.
Пример с токсоплазмой у кошек, влияющей на поведение.
Микроорганизмы могут влиять на поведение, снижая уровень брезгливости.
Пример с реликвией в церкви, которую целовали многие люди.
Микроорганизмы могут повышать склонность к определенным поведенческим актам.
Научная гипотеза должна быть проверяемой.
Примеры влияния микроорганизмов на поведение человека.
Предложение проверить, влияют ли микроорганизмы на участие в ритуалах.
Журналисты исказили суть статьи.
Критика статьи часто связана с неправильной интерпретацией.
Пример с религиозными группами и их отношением к чистоте.
Люди с обсессивно-компульсивным расстройством могут целовать религиозные предметы.
Брезгливость снижается только к определенным предметам.
Примеры религиозных ритуалов, способствующих передаче микроорганизмов.
Церковь не поддержала разумные предложения по дезинфекции.
Брезгливость как инструмент защиты от инфекций.
Пример с токсоплазмой и избирательным поведением животных.
Ритуалы могут использоваться микроорганизмами для распространения.
Пример с причастием и привлечением новых участников.
Ритуалы возникают в силу социокультурных факторов, а не по воле микроорганизмов.
Эволюция способствует выживанию наиболее приспособленных.
Микробы, способные влиять на поведение людей, могут иметь эволюционные преимущества.
Статья является гипотезой, и существование таких микробов не доказано.
Исследования влияния микробов на поведение людей интересны и важны.
Некоторые формулировки в статье вызвали негативную реакцию.
Ритуалы могут приносить символическую пользу, несмотря на отсутствие объективной пользы.
Ритуалы могут приносить символическую пользу, улучшая жизнь людей.
Люди могут верить в пользу ритуалов, несмотря на отсутствие объективных доказательств.
Религия может способствовать сплочению общества через ритуалы.
Религия может быть полезна для сплочения общества.
Гипотеза о пользе ритуалов в религии требует уточнения.
Исследования по этой теме могут быть полезны, но пока не проведены.
Микробы могут влиять на поведение животных, изменяя их поведение.
Примеры включают крабов и червей, которые меняют свое поведение под влиянием паразитов.
Паразиты могут заставлять животных выполнять необычные действия для выживания.
В своих постах автор критикует философию, но поднимает философские вопросы.
Беседа демонстрирует интерес к философии и этике.
Философия часто считается важной для науки, но в реальной научной практике философию не изучают.
В западных научных журналах редко встречаются отсылки к философии.
Некоторые философские идеи, такие как критерии Поппера, могут быть полезны для демаркации науки, но не в рамках нормальной науки.
Философия может влиять на поведение и мышление, но не всегда научно обоснована.
Примеры: категорический императив Канта и золотое правило морали.
Некоторые философские идеи, такие как логический анализ языка Карнапа, могут быть интересными, но не всегда новыми знаниями.
Философия часто преподносится как царица наук, что вызывает критику.
В науке есть теории, которые признаны и опровергнуты, в отличие от философии.
Некоторые философские школы могут быть некритичными и приводить к антинаучным взглядам.
Некоторые философы, такие как Деннет, не идут вразрез с наукой.
Другие философы, например, Сакал и Брикман, критикуют демагогию в философии.
Реакция сообщества на критику в философии часто негативная, в отличие от науки, где опровержение теорий приветствуется.
В России научное просвещение находится в конфликтном состоянии.
Противоречия между различными группами, такими как Панчин и Дробышевский, и критиками, такими как Вахштайн и Албакян.
Вопрос о том, является ли это кризисом в российском просвещении.
Обсуждение кризиса в науке и его восприятия.
Примеры ученых с противоречивыми взглядами, такими как Керри Малс и Питер Дусберг.
Вопрос о том, пользуется ли астрология поддержкой в научном сообществе.
Оппозиция научному сообществу и её разногласия.
Пример Саватеева, популяризатора математики, верящего в гомеопатию.
Конфликт между Саватеевым и автором по поводу гомеопатии.
Проект Сайхаб Александры Убакян, позволяющий скачивать научные статьи.
Убакян верит в астрологию и активно её продвигает.
Вопрос о связи проекта с научно-популярным сообществом.
Лекция Вахштайна о популяризаторах науки.
Критика за логические ошибки и отсутствие обоснований.
Реакция научно-популярного сообщества на лекцию.
Вопрос о борьбе ученых с мракобесием и теологией.
Сравнение с более серьезными проблемами, такими как коронавирус.
Эрозия критического мышления и распространение мистики.
Научпоп как инструмент социальных перемен.
Проект Диссернет и его борьба с плагиатом.
Признание теологии наукой и её влияние на научное сообщество.
Эмиграция ученых из России.
Оценка масштабов эмиграции.
Продолжение работы научно-популярных проектов.
Эволюция происходит на уровне клеток и организмов.
Современная жизнь произошла от одноклеточных организмов.
Генетический анализ позволяет предсказывать общие черты у живых существ.
ДНК в ядре ближе к археям, а в митохондриях — к бактериям.
Археи и бактерии — безъядерные одноклеточные организмы.
Гипотезы о происхождении первой клетки остаются гипотезами.
Эволюция может происходить на уровне молекул.
Методика "сееликс" использует химическую эволюцию для создания специфических молекул РНК.
Автокаталитические реакции могут быть простыми и важными для происхождения жизни.
РНК химически активна и может образовывать сложные структуры.
Молекулы РНК могут размножаться в определенных условиях.
Первая жизнь могла быть химической, а затем стала клеточной.
Липидные пузырьки могут спонтанно образовываться.
Молекулы РНК могут создавать себе подобные пути с ошибками.
Концентрация химических молекул внутри пузырьков приводит к росту и конкуренции.
Пересыхающие лужицы могут создавать условия для химических реакций.
Размножение молекул при высокой концентрации химических реагентов.
Эволюция движется маленькими шагами, а не сразу к сложным структурам.
Эволюция не требует невероятных вероятностей для появления сложных генов.
Полезные мутации фиксируются, что уменьшает вероятность появления сложных генов.
Эволюция требует небольшого количества перетасовок для закрепления всего генома.
Нахождение органики на метеоритах подталкивает к гипотезе панспермии.
Базовые компоненты жизни могут возникать в космосе.
Гипотеза панспермии не решает вопрос о происхождении жизни на Земле.
Биолог критикует лжеученых за ошибки в биологии.
Примеры ошибок: путаница в рибосомах и ферментах.
Важно обращать внимание на аргументы, а не только на профиль.
Критика религии часто воспринимается как аргумент к личности.
Религиоведы также критикуют религию.
Пример: текст "Теолог перед лицом этики" объясняет, почему теология не является наукой.
Трансгуманизм как направление, поддерживающее научно-технический прогресс.
Некоторые трансгуманисты могут иметь сомнительные концепции.
Религия угрожает человечеству, так как может оправдывать насилие и войну.
Религия может оправдывать насилие и войну, что делает её угрозой для человечества.
Примеры: ядерная война и идеологический подтекст.
Религия ограничивает свободу слова и критикует атеизм.
Критика православия и других реакционных форм религии.
Вопрос от Сергея Поганки о критике религии в целом.
Язычество как альтернатива, но с другими взглядами на религию.
Не все религии одинаково важны.
Фокус на конкретной религии связан с её доминированием в информационном пространстве.
Проблемы своей страны должны интересовать больше, чем соседней.
В России РПЦ ведёт себя агрессивно.
Все религии примерно равны с точки зрения достоверности.
Нет оснований считать одну религию лучше другой.
В "Южном парке" в аду представители разных конфессий обсуждают, кто был прав.
Нет аргументов, чтобы считать одну религию лучше другой.
Критика религии с эпистемологической точки зрения.
Вера без доказательств включает не только религии, но и астрологию, гомеопатию и хиромантию.
Социальные проявления заблуждений могут быть безобидными или нет.
Интервью было интересным и познавательным.
Надежда на будущие обсуждения.
Благодарность за беседу и прощание.