Космические аппараты выходят за пределы Солнечной системы и приземляются на кометы.
Ученые не знают, есть ли жизнь на Марсе и как защититься от астероидов.
Программа "Путеводитель по Вселенной" исследует границы между наукой и фантастикой.
Реактивные двигатели подходят для вывода техники на орбиту, но не для длительных космических путешествий.
Ученые работают над созданием альтернативных двигателей для рекордных скоростей.
Гелиус-2 достиг скорости почти 70 км/с, но до ближайшей звезды пришлось бы лететь 20 тысяч лет.
ЖРД были разработаны немцами во время Второй мировой войны.
Реактивное движение основано на законе сохранения импульса.
ЖРД работают на смеси керосина и кислорода, создавая тягу в килограмм-силах.
ЖРД стали мощнее, легче и надежнее, но их конструкция не изменилась.
Современные ЖРД достигли совершенства, и их производительность можно увеличить только на 1,5%.
Работа направлена на создание более легких двигателей для увеличения грузоподъемности ракет.
Ведутся работы по созданию корабля "Федерация" и ракеты "Союз-5".
Илон Маск стремится к многоразовому использованию ракетных ступеней.
В России разрабатывается проект возвращения первой ступени ракеты на аэродром базирования.
Ученые ищут альтернативные способы повышения энергетических характеристик двигателей.
Использование эффекта топливной детонации может сделать двигатель мощнее в 10 раз.
В НПО Энергомаш создан первый в мире полноразмерный детонационный двигатель.
Детонационные двигатели компактнее и экономичнее традиционных ЖРД.
Они могут быть установлены на верхних ступенях ракет для увеличения массы полезного груза.
Максимальная мощность детонационного двигателя составляет всего 4 тонны, что недостаточно для преодоления земного притяжения.
Ионные двигатели имеют больше перспектив для дальних космических путешествий.
Они уже используются на автоматических зондах НАСА и Европейского космического агентства.
Ионные двигатели могут значительно сократить время полета на Луну и Марс.
Ионные двигатели были предсказаны в романе "Аэроплан к солнцу" в 1910 году.
Первые рабочие агрегаты были созданы во второй половине XX века.
В США интерес к ионным двигателям был теоретическим, в СССР - практическим.
Современные ионные двигатели рассматриваются как основа для дальних космических полетов.
В России разработкой занимается центр имени Келдыша.
Ионные двигатели используются для коррекции орбит спутников.
Ионный двигатель использует ксенон и солнечные батареи.
Ионы ускоряются до высоких скоростей, но тяга меньше, чем у жидкостных ракетных двигателей.
Ионные двигатели экономичны и могут работать годами без дозаправки.
Ионные двигатели позволяют корректировать курс космических аппаратов.
Они легкие и компактные, что важно для пилотируемых полетов.
Ионные двигатели могут сократить время полета до Марса до полутора-двух месяцев.
Для достижения Марса за два месяца требуется мощность в 10 мегаватт.
Современные солнечные панели не могут обеспечить такую мощность.
Разрабатываются альтернативные, более экономичные двигатели.
Плазменные двигатели могут превзойти ионные по эффективности.
В плазменных двигателях используется эффект Холла.
Российские ученые внесли значительный вклад в разработку плазменных двигателей.
Двигатель Вира использует аргон и сверхпроводящие электромагниты.
Ионы накапливают энергию в магнитной ловушке и ускоряются вдоль магнитного поля.
Проект Вира вызывает скептицизм у отечественных экспертов.
Росатом разрабатывает ядерные двигательные установки для дальних космических перелетов.
Новая ядерная установка имеет мощность около одного мегаватта.
Установка работает по замкнутому циклу и может доставить корабль до Плутона за два месяца.
Аннигиляционные фотонные двигатели могут разогнать корабль до скорости света.
В качестве топлива используется антивещество, которое аннигилирует в чистую энергию.
Проблема в том, что энергия частиц слишком велика для использования в реактивном двигателе.
Получение одной миллиардной грамма антивещества для экспериментов стоит несколько сотен миллионов швейцарских франков.
Вопрос безопасности антивещества остается актуальным, так как его запасы могут привести к апокалипсису.
Научно-технический прогресс ускорился настолько, что мы не можем предсказать, какими технологиями будем обладать в конце XXI века.
В 1890-х годах газета "Петербургские ведомости" писала о проблеме загрязнения Санкт-Петербурга.
В городе уже было 50 тысяч извозчиков, и каждое утро вывозили 5 тысяч подвод с конскими отходами.
Через 50 лет лошадей в Петербурге уже не будет, так как будут использоваться другие принципы.
Разработчики фотонных двигателей вынуждены ждать создания необходимых технологий, что может занять десятилетия.
В теории модель межзвездного перелета с фотонными двигателями возможна.
Ведущий Владимир Сурдин завершает выпуск, обещая новые выпуски программы "Путеводитель по Вселенной".