Видео недоступно для вставки
Купец встречает джина, который угрожает ему за убийство сына.
Шахерезада рассказывает сказки царю, чтобы спасти свою жизнь.
«Тысяча и одна ночь» — арабское творение, сокровищница информации о средневековом Востоке.
Сборник прошёл несколько этапов развития, прежде чем обрёл окончательную форму.
Название «Тысяча и одна ночь» появилось в XII веке под влиянием тюркского выражения «тысяча один».
К XV веку в сборнике сформировались три пласта сказочного материала: персидские сказки с индийскими элементами, багдадские сказки и египетские сказки.
Сборник изменялся и расширялся на протяжении почти тысячи лет.
Арабские составители добавляли и убирали сказки, формируя книгу.
В XVIII веке «Тысяча и одна ночь» стала известна в Европе благодаря переводу Антуана Галана.
Галан начал переводить сборник с рукописи XV века.
Рамочная сказка о царе Шахрияре и Шахерезаде объединяет все сказки сборника.
Шахерезада рассказывает сказки, чтобы изменить мнение царя о женской натуре.
Форма обрамлённой повести восходит к индийскому фольклору.
Ритмическое разделение на ночи напоминает о Шахерезаде.
Любовные истории: персидские сказки о завоевании возлюбленной, багдадские сказки о чувствах и отношениях, египетские сказки о повседневной жизни.
Персидские сказки концентрируются на действии, без описания любовных томлений.
Ранние арабские сказки проникнуты печалью, часто заканчиваются смертью от тоски.
Багдадские сказки описывают чувства и характеры, любовь поражает с первого взгляда.
Действия происходят во времена Харуна ар-Рашида, описываются торговые ряды и жители Багдада.
Нет магии и фантастики, акцент на удивительных событиях в обычной жизни.
Халиф Харун ар-Рашид и его визирь Джафар находят убитую женщину в ковре.
Джафар не справляется с расследованием, но виновный сознаётся.
Виновный объясняет убийство желанием жены получить три яблока.
В сказке «Алихова Джа» мальчик использует кувшин с оливками как улику.
Эксперты анализируют свежесть оливок, что помогает раскрыть преступление.
Логика и здравый смысл становятся ключом к разгадке.
Султан слушает рассказы о необычных событиях от начальников стражи.
Примеры: подбрасывание ложных улик, искусное взяточничество, инсценировки казней.
В сказке «Алмалик анна сир» тело преступника крадут с виселицы, и крестьянина вешают вместо него.
Разбойники часто изображаются побеждёнными и наказанными.
Али-Баба — пример разбойника, который становится главным героем.
Разбойники используют заклинание «сезам, открой дверь» для доступа к пещере с сокровищами.
Али-Баба случайно слышит разговор разбойников и находит пещеру с сокровищами.
Сокровища не заколдованы, а являются плодами разбоя.
Сказка подчёркивает, что добродетель вознаграждается, а порок наказывается.
Сказки описывают путешествия по морю, суше, воздуху и под водой.
Мифические регионы, такие как царство демонов и фритов, считаются реальными.
Пример мифической страны — Ваквак, где человеческие существа растут на деревьях.
Синдбад рассказывает о семи путешествиях, каждое из которых уникально.
Путешествия начинаются с бедствий, но Синдбад неизменно возвращается домой.
Сказка включает географические сведения, рассказы путешественников и приключения моряков.
Синдбад — смелый и уверенный герой, полагающийся на смелость и благоразумие.
Он изобретателен и решителен, например, позволяет птице-рух унести себя в воздух или плывёт по подземной реке на самодельном плоту.
Синд
Синдбад и его люди используют железные вертела, чтобы ослепить великана.
Синдбад — набожный человек, который верит в волю Всевышнего и стремится увидеть мир.
Мораль сказки: «Игра стоит свечи».
Герой устанавливает дружеские отношения с сверхъестественными существами.
Истории об удаче и талисманах: герою везёт, он получает волшебный объект.
Демоны могут превращаться в прекрасных девушек.
Царевич встречает девушку, которая оказывается гулем — злым духом-оборотнем.
Гуль заманивает царевича в лес, где его мог бы съесть дух.
Царевич спасает себя молитвой.
Город превращается в озеро с разноцветными рыбами.
Купцы подвергаются превращениям: газель, собаки, мул.
Женщина-демон наказывает расточительных братьев, превращая их в собак.
Джинны — существа мусульманской религии, созданные из чистого пламени.
Алладин использует волшебный светильник, чтобы построить дворец и жениться на дочери султана.
Джинны могут принимать разные формы и быть добрыми или злыми.
Притча о персидском царе и соколе: необдуманное поведение приводит к гибели друга.
Женщины в сказках призываются к осмотрительности.
Колдунья превращает город в рыб и мучает султана.
Врач лечит царя от проказы, но визирь уговаривает царя казнить врача.
Врач дарит царю книгу с ядом, и царь умирает.
Неблагодарность жестоко наказывается.
Шахерезада спасает свою жизнь и жизнь других женщин, рассказывая сказки.
Царь Шахрияр отменяет своё решение убить Шахерезаду.
Шахерезада становится царицей благодаря своему слову.