Лектор начинает с эпиграфов, два из которых уже знакомы по предыдущей лекции.
Третий эпиграф связан с темой лекции и взят из песни Булатовой.
Лектор объясняет, что антропология изучает развитие человека.
Процесс антропогенеза включает социогенез и фазовые переходы.
Антропология рассматривает движение человека и его развитие.
Лектор обсуждает проекции антропологии на разные временные отрезки.
Примеры: археология, история, социология, психоистория, прогностика.
Вопрос о связи антропологии и архитектуры.
Человек как вершина эволюции, возникшая из высших гоминид.
Высшие гоминиды живут небольшими семьями и не образуют общество.
Войны и ревность как фундаментальные аспекты человеческой истории.
Начало человеческой истории можно связать с искусством, украшениями или орудиями труда.
Орудия труда и их сохранение как ключевые моменты антропогенеза.
Генетическая мутация, позволившая женщинам зачать в любое время года.
Человек как бионегативная мутация, требующая социальности для выживания.
Недоношенность детей и необходимость сильной семейной привязанности.
Привязанность ребенка к матери создает информационный канал связи.
Дети рождаются недоношенными и поздно взрослеют.
Игра как способ развития мозга у человека.
Внутренний усилитель когнитивных способностей у человека.
Половой отбор у человека отличается от других видов.
Важны не только физическая сила и красота, но и ум.
Это приводит к развитию интеллекта и совместным играм.
Совместные игры создают возможности для сотрудничества.
Появляется разделение труда и общество.
Возникает необходимость в поселениях и архитектуре.
Развитие общества и индивидуума находятся в противофазе.
Чем более развито общество, тем менее развит индивидуум.
Закон Уэллса мешает индивидууму развиваться и управлять обществом.
Социо-система включает поселение, разум, язык и социальность.
Это формат существования носителей разума — людей.
Социосистема включает восемь процессов, организованных в кубик.
Наверху кубика находится плоскость деятельности, внизу — плоскость основания.
Познание связано с процессом игры и необходимо для выживания.
Ребенок рождается без генетической памяти и должен учиться.
Познание имманентного помогает выживать и использовать видимые ресурсы.
Социосистема использует информацию для защиты и получения пищи.
Человечество меняет структуру Земли, географию и климат.
Люди являются самым успешным биологическим видом благодаря имманентному познанию.
Невидимое также важно для выживания и развития.
Познание невидимого связано с производством и управлением.
Продукты производства должны вписываться в природный, трансцендентный и социальный миры.
Управление распределяет информацию для принятия решений.
Управление ограничивает информацию для принятия решений.
Война упрощает управление и помогает понять, что не работает в обществе.
Общество требует жестких ограничений и разделения на своих и чужих.
Образование воспроизводит информацию, воспитание вписывает её в социальную систему.
Современное общество сталкивается с кризисом воспитания и культуры.
Социосистема основана на эмоции страха.
Архаичная фаза: управление через прямой приказ, война как стихийное бедствие.
Мезолитический кризис: война как деятельная форма трансценденции.
Традиционная фаза: познание имманентного в основаниях, познание трансцендентного в деятельности.
Познание имманентного становится деятельностью, трансцендентное — основанием.
Образование становится государственной деятельностью, воспитание — семейным.
Кубик состоит из двух пересекающихся плоскостей: политэкономия и гно симбиотическая плоскость.
Производство становится основой деятельности, но не базовым.
Производство связано с познанием, а не с управлением.
Религиозные войны и крестовые походы могут стать основным форматом существования.
Война понимается как имманентный процесс взаимодействия.
Победа в войне доказывает верность позиции.
Ситуация архаична и связана с временем де-мезолита.
Когнитивная плоскость: вера, культура, познание.
Индустриальная плоскость: война, управление, воспитание, образование.
Общество создается для противостояния страхам, но страх начинает работать хуже.
Страх остается основой для производства, но с оттенком интереса для культуры и веры.
Познание и управление также основаны на страхе, но с оттенком интереса.
Война и образование становятся интересными, что меняет базовые эмоции.
Ожидается переход к новому формату организации жизни, основанному на эмоциях интереса.
Проблемы будут значимыми, но совершенно другими.
Война вечна, но социосистема ищет простые выходы.
Город и деревня находятся в противоречии.
Город возник раньше деревни и защищает ценности.
Город может быть маленьким, но воспроизводит все социосистемные процессы.
Деревня может обойтись без социосистемных процессов, но быстро деградирует без города.
Город и деревня создают противоречие, которое решается государством.
Государство управляет равновесием между городом и деревней.
Полис объединяет город, деревню и государство.
Полис может быть самоуправляемой структурой с городом и окружением.
Первый полюс - это другая конструкция, не похожая на античный полис.
Первый полис - это группа людей, собравшихся вместе для выживания.
В таких условиях люди могут заниматься совместной деятельностью и защищаться от нападений.
Первые полисы были небольшими, но достаточно большими для создания общества.
В полисе происходит разделение труда, что делает его устойчивым.
Группа людей может справиться с небольшими нападениями, но уязвима для крупных групп.
Первые полисы - это структура, где люди живут вместе, но не оседают.
Табор - это подвижное строение, необходимое для кочевой жизни.
Стан - это временное жилище, которое можно быстро собрать и разобрать.
Афиняне ввели понятие "полис в движении", что стало решением противоречия оседлости и кочевой жизни.
Полис и хора связаны через общее святилище.
Амфектион - это структура, объединяющая людей через общее святилище.
В истории известны примеры амфектионов у греков и евреев.
Полис может основываться на родовом или соседском принципе.
Родовой принцип связывает людей по крови, а соседский - по месту жительства.
Оба принципа не позволяют создавать большие объединения.
Идеальный город по Платону и Пифагору может содержать около 5000 человек.
Для больших объединений нужен другой принцип, как в Афинах, где люди знали общий закон.
Это позволило создавать большие общности и государства.
Греческий полис уникален и считает себя особенным.
Каждый полис конфликтует со всеми остальными.
Греческое единство обеспечивалось общим языком, мифологией и олимпийскими играми.
Каждый элемент греческого мира был изгоем по отношению ко всем остальным.
Это создавало необходимость производить новое и развиваться.
Система была нестабильна и разрушалась при конфликте.
Полис сталкивается с противоречиями: нехватка людей или земли.
Решение проблемы нехватки земли - вывод колоний.
Вывод колоний требовал значительных ресурсов и усилий.
Греки создавали сотни колоний, что способствовало их процветанию.
Войны между полисами были спортивными состязаниями, заканчивающимися общим погребением павших.
Основным способом объединения полисов была семахия, а не завоевание.
Союзы полисов воевали между собой, что привело к созданию империй.
Полисы погибали, создавая гигантские империи, такие как империя Александра и Римская империя.
Греческий мир был социальным тепловым двигателем, где каждый полис был маленьким и изолированным.
Город и деревня имеют свои уникальные черты и интересы.
Город более сложен и уязвим, деревня более эффективна и устойчива.
Городские проекты включают безопасность, ремесло, торговлю и самоуправление.
В стратегической игре в Сысерти выяснилось, что теории современной деревни нет.
Деревня и город взаимодействуют, интерпретируя друг друга.
Индустриальная фаза вытесняется в деревню, что открывает новые возможности для развития.
Ожидается кризис, включая военный, который приведет к кризису городов.
Быстрое развитие деревни или квазидеревенских полисов.
Вопрос о создании особого деревенского образования.
Восстановление общины и привлечение религиозных меньшинств.
Использование репрессированных интеллигентов.
Применение фиджитал технологий для создания функционального пространства в деревне.
Городское мышление требует быстроты и точности.
Деревенское мышление готовит к медленной и непрерывной деятельности.
Вопрос о возможности создания сильного медленного мышления в деревне.
Китай отказался от технологий в обмен на лояльность.
Каждый регион Китая должен стать точкой развития.
В России каждая точка должна стать точкой когнитивного развития, включая деревни.
В деревне каждый человек незаменим.
Важность каждого учителя, тренера и руководителя клуба.
Три базовых сценария развития деревни: не до город, традиционная деревня и иная деревня.
Деревня как человек-природная композиция.
Город как человеко-машинная система.
Возможность сильного мышления в обоих типах поселений.
Модель Александра Крилова: замкнутый цикл, малоэтажное строительство, концепция трех домов.
Города-архипелаги и новая система расселения с акцентом на Дальний Восток и Север.
Необходимость выхода за пределы глобализации в космос.
Экономика впечатлений и интерес к космосу.
Космополис как формат организации города в когнитивную фазу развития.
Малое население и необходимость абсолютной замкнутости.
Классический город-государство с избытком энергии и искусственным интеллектом.
Включение детей с раннего возраста в производственную деятельность.
В традиционной фазе дети включаются в деятельность с трех лет.
В индустриальную фазу дети могут работать с 18 лет.
В будущем дети снова станут рентабельными, но труд будет интеллектуальным.
Гетеровозрастные группы с искусственным интеллектом будут основой социальности.
Новый тип поселений и семейная модель с циклическим рождением детей.
Пиктограмма космополиса: баланс между людьми, ИИ и целым.
Олиготропия ресурсов и семейная коллегиальная организация общества.
Три возможных решения: двигатель на безумие, советско-христианский двигатель и римское безумие.
Быстрое развитие как основа существования космополиса.
Римское безумие: взаимодействие греческого, ассирийского и римского безумия.
Черная софиосфера как идеал ситхов.
Космополисы с черной дорогой и цветные дороги.
Успех как изменение стоимости объекта без изменения его качества.
Кризис индустриальной фазы и отказ от материальных критериев успеха.
Деньги как фиатная конструкция и их ограниченность.
Алкоголь и галлюциногены как двигатели прогресса.
Использование галлюциногенов в мифологии и шаманских практиках.
Пиво как древнее средство, возможно, использовавшееся еще в верхнем палеолите.
Появление алкоголя привело к социальному кризису и росту.
Пряности, став доступными для всех, способствовали развитию.
Вещества, воздействующие на мозг, могут приводить к безумию или развитию.
Первый книгопечатный станок был прообразом пресса для вина.
Переход от пресса для вина к прессу для книг занял много времени.
Использование печати с пергаментом было дорогим и неэффективным.
Гипертрофированное развитие мозга требует использования стимуляторов.
Люди с развитым мозгом могут использовать его без стимуляторов.
В космополисе нет наблюдателей, только участники.
Космополис требует рефлексивной позиции и возможности смотреть на себя со стороны.
Войны между полисами в космополисе будут мало кровавыми.
Перманентная гражданская война и борьба с внешним миром.
Другие полисы будут создавать другие культуры и трансценденции.
Космонавты не всегда воспитываются как самураи.
Дети космонавтов не всегда перенимают их привычки.
В космополисе люди могут не вернуться на Землю, что меняет их поведение.