Видео недоступно для вставки
Дошкольный возраст важен для становления личности ребенка.
ФГОС ДО выделяет познавательную область, включающую формирование познавательных действий.
Развитие мышления проходит через обобщение, сравнение, абстрагирование и классификацию.
Критическое мышление требует дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Карл Поппер считал, что критическое мышление включает готовность к изменению и проверке.
Чарльз Темпл, Дженни Стил и Курт Эдерли разработали методику обучения критическому мышлению.
Первые задатки мышления появляются через познание свойств предметов.
Старший дошкольный возраст способствует развитию логического и критического мышления.
Дети учатся анализировать и синтезировать, классифицировать и обобщать.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Разработка игровых занятий и использование методов развития критического мышления.
Цель технологии - развитие навыков принятия решений и работы с информацией.
Развитие познавательных логических действий.
Решение задач: пробуждение стремления к образованию, воспитание желания конструировать знание.
Технология критического мышления помогает развивать интеллектуальные способности дошкольника.
Нужно ли использовать технологии развития критического мышления в детском саду?
Критическое мышление - это не просто уровень развития мышления, а феномен, связанный с личностью.
Формирование критического мышления у дошкольника требует поддержки любознательности и системных знаний.
Активное участие каждого ребенка в познавательном процессе.
Применение знаний на практике и осознание их применения.
Возможность работать совместно и свободно получать информацию.
Цель образования - не объем знаний, а умение управлять информацией.
Коммуникативный принцип обучения и партнерские отношения между педагогом и воспитанниками.
Объективная оценка и критическое мышление как способность ставить новые вопросы и принимать независимые решения.
Важные качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять ошибки, осознание.
Технология критического мышления повышает эффективность восприятия информации и интерес к обучению.
Умение критически мыслить включает ответственность за собственное образование, сотрудничество и умение учиться в течение жизни.
Равные партнерские отношения в обучении.
Использование приемов критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания и вырабатывать собственное мнение.
Развитие монологической речи, адаптация к ситуациям, умение сотрудничать.
Три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.
Важность аргументации и учета точек зрения других.
Индивидуальная и групповая работа для актуализации знаний и обмена мнениями.
Круги Лулия для закрепления знаний и развития воображения.
Игры для уточнения знаний и развития критического мышления.
Прием "Знаю, хочу узнать, узнал" для активизации мыслительной деятельности.
Кубик с вопросами для уточнения и интерпретации информации.
Аппликационный скайинг для запоминания текстов через рисунки.
Использование рисунков для заучивания стихотворений.
Схемы помогают детям самостоятельно воспроизводить стихотворения.
Синквейн - стихотворение из пяти строк, состоящее из существительного, двух прилагательных, трех глаголов, короткого предложения и синонима.
Пример синквейна: "Машина - быстрая, мощная, едет, обгоняет, тормозит".
Загадки с вопросом в первой строке помогают детям развивать критическое мышление.
Пример: "Он серый, колючий, фыркает, спит, сворачивается".
Прием "шесть шляп мышления" помогает детям развивать критическое мышление через разные роли: белая шляпа - факты, красная - эмоции, черная - критика, желтая - позитив, зеленая - творчество, синяя - управление процессом.
Вопросы помогают детям осмысливать содержание художественного произведения.
Пример: "Как вы думаете, бывают ли живые шляпы?"
Прием "чтение с остановками" помогает детям прогнозировать содержание текста и обсуждать его.
Кластеры помогают систематизировать знания по теме.
Пример: "Транспорт - воздушный, водный, наземный, подземный".
Кубики Блума помогают детям анализировать и применять знания на практике.
Карты Проппа - условные рисунки, по которым дети составляют сказки.
Этапы: знакомство с картами, самостоятельное повествование по картам и самостоятельное составление сюжета.
Карты Проппа развивают творческую и мыслительную деятельность детей.
Технология развития критического мышления улучшает мотивацию и сотрудничество.
Важен результат: нетрадиционные педагогические технологии повышают интерес и формируют творческую свободу.