Видео недоступно для вставки
Михаил Тимин и Сергей Махов обсуждают, кого считать историком.
Сергей Махов предлагает называть его специалистом по истории парусного флота.
Михаил подчеркивает, что историком можно считать любого, кто вносит новизну в исторические исследования.
В 14-17 веках в парусном кораблестроении произошла революция.
Существовали две большие школы кораблестроения: английская и французская.
Эти школы постепенно объединялись, что привело к появлению новых кораблестроительных школ.
Два подхода к строительству кораблей: создание скелета и обшивка досками.
Варварский подход: сначала создается обшивка, затем укрепляется скелетом.
Карвельная система обшивки: доски крепятся стык в стык, что делает корабль прочным.
Клинкерная обшивка: доски крепятся с нахлестом, что делает корабль прочным, но сложным в ремонте.
Ганза использовала клинкерную технологию, что позволило им строить большие корабли.
Средиземноморские корабли начали использовать карвельную обшивку для строительства больших кораблей.
Испанцы начали строить корабли с карвельной обшивкой, что позволило им конкурировать с Ганзой.
Англичане пытались использовать карвельную обшивку, но столкнулись с трудностями в производстве и ремонте.
К 1470-1480 годам английский флот полностью перешел на карвельную обшивку, что позволило увеличивать размеры кораблей.
Карвельная обшивка позволяет делать корабли из отдельных досок, что упрощает их удлинение.
Клинкерная обшивка требует использования топоров или колунов, что усложняет процесс удлинения.
Карвельная технология позволяла быстрее увеличивать водоизмещение кораблей.
В 1550-х годах Англия полностью перешла на карвель благодаря испанским мастерам.
Испанские мастера обучили английских мастеров за четыре года.
Это привело к технологическому прорыву, но также вызвало проблемы в будущем.
Дания начала переходить на карвель в 1550-1560-х годах, приглашая английских мастеров.
Швеция также начала переходить на карвель, приглашая голландских мастеров.
Ганза, несмотря на развитые кораблестроительные мощности, медленно переходила на карвель.
Шведский флот начал формироваться в 1522 году, когда Густав Ваза купил 10 кораблей у Любека.
В 1525 году шведский флот потерял 8 из 10 кораблей в шторме, что заставило Вазу задуматься о создании более мощного флота.
Ваза начал строить королевский флот, используя наемников и крестьян.
Шведское кораблестроение основывалось на немецких технологиях, но также использовало знания голландцев.
Флотом управляли секретари королевского совета, но позже Ваза ввел систему, позволяющую зарабатывать на флоте.
Король Швеции начал сдавать флот в аренду богатым фамилиям.
Эти фамилии содержали флот и назначали своих ставленников на должности.
В 1541 году флот был передан генералу Багги.
Король Швеции контролировал флот через систему патентов.
Он владел лесами для строительства кораблей и мог назначать цены.
Швеция была бедной страной, и король стремился контролировать торговлю.
Шведский флот состоял из 68 кораблей, включая 5-6 больших.
Основная проблема была в адмиралах, которые рассматривали флот как транспорт.
Сражения на море считались катастрофой.
Дания достигла господства на Балтике, но столкнулась с проблемами из-за Ганзы.
Датчане начали строить флот, используя зунскую пошлину.
В 1510 году король Ганс назначил Хенрика Кроменсдайка старшим капитаном.
Кроменсдайк разделил побережье на округа для содержания кораблей.
Были заложены две верфи, и флот содержал 30-35 кораблей.
В 1566 году датский флот потерпел поражение, что привело к реформам.
Фредерик II начал глубокую реформу флота, завершенную его сыном.
Были реконструированы верфи и введены новые технологии.
Введен контроль материалов и провианта, а также твердый паек для матросов.
Фредерик II создал должность оберст-адмирала для проведения реформ.
Оберст-адмирал должен был поддерживать боеспособность флота и проводить ежегодные смотры.
Были введены реестры моряков и мобилизационная готовность.
На кораблях должны были проводиться религиозные службы.
Обер-адмирал отвечал за дисциплину, боеготовность и статистику флота.
Для реформы требовались деньги, и Фредерик II утроил собираемость зунской пошлины.
Фредерик II увеличил трафик, привлекая торговцев льготами.
Начал взимать зунскую пошлину со шведов.
После смерти Фредерика II его сын Кристиан IV продолжил реформы.
Кристиан IV правил 60 лет и провел множество реформ, включая разделение кораблей на классы.
Ввел престижные корабли для поддержания престижа и корабли для боя для участия в сражениях.
Создал транспортный флот для снабжения флота.
Престижные корабли были большими и хорошо вооруженными, но медленными.
Использовались для защиты Копенгагена и как плавучие батареи.
В 1606 году Кристиан IV посетил Англию, что повлияло на создание первых линейных кораблей в Британии.
Корабли для боя были менее внушительными, но участвовали во всех сражениях.
Имели карвельную обшивку и назывались галеонами.
Считалось, что 30-40 пушек — оптимальное количество для Балтики.
Малые корабли были самыми многочисленными, введено 56 единиц.
Галеоны появились в Испании и Португалии, но не прижились на Балтике.
Галеоны были универсальными кораблями, но не подходили для местных условий.
Использовались наработки Филиппа и Марии для береговой обороны и действий в шхерах.
Строились специализированные суда, такие как прамы и шнявы, для мелководий и поддержки десантов.
Галерный флот Дании был похож на галеоны, но не прижился на Северном море из-за штормов.
Малые галеры, построенные в норвежской манере, оказались более эффективными.
Они несли шесть малых пушек и имели двенадцать весел, что делало их незаменимыми для перевозки войск и десантов.
В 1631 году король Кристиан IV начал распродажу больших галер, которые не прижились на Северном море.
В 1630 году флот Дании обходился в 380 тысяч риксдалеров, что было стабильным бюджетом.
В 1642 году бюджет сократился до 265 тысяч риксдалеров благодаря оптимизации.
Это позволяло королю планировать количество кораблей и их обслуживание.
Коррупция была распространена, особенно среди провиантмейстеров и кладовщиков.
В 1598 году главный флотский провиантмейстер был отправлен в отставку из-за недостачи товаров и личных долгов.
Глава счетной палаты Корфиц Ульфельд воровал огромными суммами, но был защищен королем.
На верфи работало около 700 человек, включая квалифицированных рабочих и мастеров.
Рабочий день длился с 5 утра до 7 вечера с двухчасовым обедом.
Были введены инструкции из 80 статей, которые зачитывались рабочим каждый месяц.
Руководство верфи включало адмирала, шкипера материалов и мастеров, а также клерков и учеников.
В 1621 году клерки получали от 100 до 500 риксдалеров в зависимости от вида работ.
Рабочие получали от 10 до 30 риксдалеров, а мастера могли зарабатывать до 300 риксдалеров.
Рабочие могли стать подмастерьями через 4 года и мастерами через 8 лет, сдав экзамен перед консилиумом мастеров.
Корабельный дел мастер делал проект и подавал список материалов генералу верфи.
Древесина поставлялась из Норвегии, сортировалась и выбраковывалась.
Судно строилось по карвельной технологии, с двойной обшивкой для прочности.
Высококвалифицированным специалистам запрещалось заниматься другими работами.
После обшивки судна стелились палубы, делались перегородки и вырезались пушечные порты.
Судно спускалось на воду, и на него приходили конопатчики, канатные мастера и судовые плотники.
Рабочие получали премии за хорошо выполненную работу, например, конопатчики получали по 28 скиллингов.
Мастерам за хорошо разработанный проект выплачивались премии от 50 до 90 риксдалеров.
Питание рабочих и моряков обеспечивалось по годичному рациону, что было удобно для учета.
Датский флот имел стройную структуру и продуманную морскую стратегию.
Командование флотом не пересекалось с командованием армии, что отличало датчан от шведов.
Датский флот был более основательным и продуманным, чем шведский.
К началу XVII века Дания стала региональным гегемоном на Балтике.
В 1600-е годы на Балтику начали проникать Голландия и Англия, что изменило баланс сил.
Дания оставалась доминирующей силой на море, несмотря на некоторые проколы.