Автор устал от ремонта мелкой электроники и решил заняться крупногабаритной техникой.
Кухонная вытяжка снята со стены и перевернута для диагностики.
Проблема: лампочка работает, но двигатель вытяжки не включается, хотя слышно гудение.
Вытяжка оснащена стандартным 220-вольтовым вентилятором с пусковой обмоткой.
Автор заменил пусковой конденсатор, но это не помогло.
Решено достать двигатель для дальнейшей диагностики.
Вытяжка разобрана, лишние запчасти убраны.
Проверена версия механического заклинивания ротора, но ротор вращается свободно.
Включено напряжение на двигатель для дальнейшей проверки.
Напряжение на обмотках соответствует норме 220 В, но ротор не вращается.
При ручном вращении ротора двигатель начинает работать.
Вывод: неисправность пускового конденсатора или пусковой обмотки.
Колодка с проводами от сети 220 В и кнопочный блок.
Провода от кнопочного блока идут на двигатель.
Четыре провода от двигателя и два для пускового конденсатора.
Однофазный двигатель с рабочей и пусковой обмотками, подключенными через конденсатор.
В простом случае двигатель работает с постоянной скоростью.
Частота вращения однофазного двигателя может меняться изменением частоты переменного тока.
В данном случае нет частотных преобразователей.
Один провод подключается напрямую к сети 220 В.
Рабочая обмотка имеет два отвода на расстоянии примерно одной трети и двух третей витков.
Третий провод – конец обмотки.
Один контакт – начало обмотки, второй через систему кнопок.
Изменяя количество витков, включенных в сеть, можно изменить скорость вращения ротора.
Четыре провода: начало обмотки, два отвода и конец обмотки.
Пусковая обмотка и рабочая обмотка подключаются параллельно.
Один конец пусковой обмотки подключен к общему проводу.
Второй конец конденсатора должен быть подключен к отводу от первой-третьей обмотки.
Пусковая обмотка и конденсатор должны работать независимо от включенной кнопки.
Второй провод конденсатора соединен с отводом от первой-третьей обмотки.
При включении любого отвода, напряжение на первом отводе позволяет стартовать пусковой обмотке.
При удалении конденсатора и измерении сопротивления между проводами, должно получиться сопротивление, равное сумме сопротивлений пусковой и рабочей обмоток.
Измерение показало бесконечное сопротивление, что указывает на неисправность на одном из участков.
Проверка проводов, идущих из двигателя, показала обрыв.
Термопредохранитель разрушается при превышении температуры или тока.
Термопредохранитель рассчитан на 2 ампера тока, 250 вольт напряжения и 130 градусов температуры.
Проверка исправного термопредохранителя показала сопротивление около 0.2 Ома.
Для устранения неисправности нужно заменить неисправный термопредохранитель на исправный.
Термопредохранитель может выйти из строя из-за превышения рабочей температуры или тока.
Повышенные нагрузки могут быть вызваны износом подшипников или проблемами с ротором.
Межвитковое замыкание в обмотке двигателя может привести к быстрому перегреву и повторному выходу из строя термопредохранителя.
В этом случае двигатель снова встанет после непродолжительной работы.
Перемотка обмоток или покупка нового двигателя обойдется дорого.
Замена термопредохранителя, чистка и смазка подшипников.
Перемотка и покупка нового двигателя сопоставимы по стоимости с новой вытяжкой.
Включение двигателя для проверки его работы.
Двигатель охлаждается за счет потока воздуха от крыльчатки.
Без крыльчатки двигатель может сгореть.
Сборка мотора и установка крыльчатки.
Использование стенда для измерения пускового тока.
Подключение мультиметра для измерения тока на всех трех скоростях.
Запуск двигателя на первой скорости.
Ток порядка полуампера, что нормально для термопредохранителя.
Вторая скорость: ток чуть больше, но в пределах полуампера.
Третья скорость: ток 0.6 ампера, что также нормально.
Термопредохранитель выдерживает ток с запасом.
Перегорание термопредохранителей исключено.
Подшипники смазаны, крыльчатка вращается легко.
Проверка на короткозамкнутые обмотки будет проведена позже.
Вытяжка собрана, все работает.
Проверка работы вентилятора на всех трех скоростях.
Практика покажет долговечность ремонта.
Благодарность за внимание.
Прощание до следующих роликов.