Британское издание «Экономист» выпустило предновогодний номер с предсказанием событий 2025 года.
На обложке зашифрован ребус из 64 клеток, напоминающий шахматную доску.
Программа охватывает историю шахмат, их влияние на общество и интересные факты.
Шахматам около полутора тысяч лет.
Легенда гласит, что мудрец Сиса принёс игру правителю Индии, который не смог наградить его пшеницей из-за её нехватки.
Казначей рассчитал, что на всём земном шаре не хватит пшеницы для оплаты изобретения.
Первая известная игра, прародительница шахмат, называлась «четуранга».
Игра помогала выражать агрессивные намерения и просчитывать стратегии.
В средневековых шахматах были диковинные фигуры, такие как драконы и кентавры.
Прообраз шахмат мог появиться за 2–3 тысячи лет до н. э. в Индии, Ираке или Египте.
Другая версия гласит, что шахматы родились в Китае в V–VI веках до н. э.
В VII веке игра пришла в Персию, откуда произошло название «шахматы».
В средневековую Европу шахматы пришли на рубеже VIII–IX веков.
Проповедники использовали шахматы для передачи мудрости.
Шахматы воспринимались как модель социума и способ познания мира.
Религиозные деятели приравнивали шахматы к порокам.
Кардинал Пётр Демиани запретил игру среди духовенства в 1061 году.
Испанский инквизитор Педро де Арбус играл в «живые шахматы», казня еретиков.
В Испании писали серьёзные трактаты о шахматной стратегии.
Состязание сильнейших шахматистов Испании и Италии в 1575 году считается первым международным шахматным турниром.
Королева Изабелла Испанская приказала сделать ферзя самой сильной фигурой на доске.
В конце XV века в Мостике два знатных юноши соревновались в живых шахматах за сердце красавицы Леоноры.
Легенда регулярно реконструируется в Мостике с 1954 года.
Шахматисты могли играть несколько часов или даже суток подряд, доводя друг друга до изнеможения.
В 1851 году во время турнира оба игрока уснули, и партию нельзя было считать завершённой.
Шахматист за время турнира может потерять 5–10 кг веса.
Мозг занимает 2% массы тела, но потребляет 20–25% энергии организма.
Игра требует глобальной фокусировки и умственного напряжения.
Анатолий Карпов считал шахматы опасными для психики.
Многие известные шахматисты закончили жизнь в депрессии или стрессе.
Вильгельм Стейниц умер в психиатрической больнице, Акиба Рубинштейн провёл годы в лечебнице, Лембит Оль покончил с собой.
Роберт Фишер требовал специального освещения на турнирах и отказывался играть по субботам.
Он настаивал на солидных призовых выплатах и был лишён звания чемпиона мира.
В 1975 году Фишер был задержан по делу о мошенничестве.
Шахматы играют в Антарктиде, на космических станциях и под землёй.
Ян Непомнящий сыграл на глубине 700 метров.
Космонавты Андриан Николаев и Виталий Севастьянов сыграли с шахматистами с Земли.
В августе 2024 года в Дагестане чемпионка по шахматам попыталась отравить соперницу ртутью.
В 2014 году в Норвегии во время шахматной олимпиады скончались два спортсмена.
Шахматы по переписке — один из видов заочных шахмат, где участники играют удалённо.
Виктор Корчной сыграл с умершим шахматистом Гезой Марачом через медиума Роберта Роландса.
Партия длилась восемь лет и анализировалась учёными.
Корчной победил на 47-м ходу 11 февраля 1993 года.
Медиум Роландс умер спустя три недели после окончания партии.
Матч стал поединком двух держав и
Шахматисты обращались к экстрасенсам, например, Веселин Топалов в матче с Владимиром Крамником в 2006 году.
Участие парапсихологов может быть моральной поддержкой или эффектом плацебо.
В шахматном мире наблюдается бум вундеркиндов, включая 18-летнего Гукеша Дамараджу, ставшего чемпионом мира в 2024 году.
Молодые люди быстро становятся гроссмейстерами, например, Киш де Марадж.
Шахматисты придумывают новые вариации правил, включая сказочные шахматы и цилиндрические шахматы.
Томас Доусон вводил новые фигуры: джокер, кузнечик, сверчок, верблюд, жираф и лев.
Цилиндрические шахматы: игровая доска считается развёрткой цилиндра.
Шведские шахматы: играют две команды по два человека, каждый на своей доске.
Трёхмерные шахматы раум-шах: поле для игры — специальная конструкция из восьми досок, фигуры ходят вправо-влево, вверх-вниз.
Парад планет 21 января 2025 года сравнивается с шахматной партией.
У Сатурна тают кольца, увеличивается светимость Земли.
Геоглифы на плато Наска и Пальпа могут быть интерпретированы как шахматные фигуры.
Сбигнев Бжезинский считал Евразию шахматной доской, где идёт борьба за мировое господство.
Сэмюэль Хантингтон видел больше «фигур» на доске, включая Африку.
Китай, США и Россия имеют разные традиции и позиционирование в мире.
Памятники могут символизировать страны и их место в мире.
Уничтожение башен-близнецов в 2001 году вызвало экономический кризис в США и войну с международными террористическими организациями.
Войны в Ираке и Афганистане привели к уничтожению артефактов и памятников.
Статуя Будды в Ишане: попытка уничтожения и реконструкция.
Памятник Гуаньгуну: перенос из-за недовольства местных жителей.
Разрушение памятника Мао Цзэдуну вызвало протесты.
Каждую секунду в мире разыгрывается множество шахматных партий.
Каждая партия — часть большой игры, правила которой мы постоянно нарушаем.
Обсуждение исторических и современных аспектов шахмат.
В XVIII веке венгерский барон Вольфганг фон Кемпелен изобрёл шахматный автомат «Механический турок».
Секрет автомата раскрылся после смерти Кемпелена: за фигурами управлял карлик.
Система перегородок и зеркал делала подлог почти невозможным.
В 1914 году испанский инженер Леонардо Торрес и Кеведа создал автомат «Шахматист», который мог разыгрывать эндшпиль.
Если соперник мухлевал, автомат сигнализировал об этом лампочкой.
В обоих случаях за машиной играл человек.
Алан Тьюринг написал первую компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году.
Для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления.
В 1974 году программа «Каиса» стала победителем первого чемпионата мира среди шахматных программ.
Суперкомпьютеры и нейросети почти не оставляют человеку шансов победить технологии.
Нейросеть научилась распознавать эффектные ходы, создавая интригу.
Искусственный интеллект драматизирует ситуацию, делая игру интереснее для человека.
Мошенники используют внешние подсказки от шахматных компьютеров.
Признаки мошенничества: невнимательность, частые выходы в туалет, использование смартфонов и передатчиков.
Некоторые участники используют часы со встроенной камерой и микронаушники для получения подсказок.
Искусственный интеллект делает ходы, которые сложно назвать человеческими.
Компьютеры видят ход игры лучше человека и выбирают правильные ходы без эмоций.
Нейросеть учится играть в шахматы на уровне международного турнира за 72 часа.
Американец Эндрютан обыгрывает компьютер в версии игры «пуля», где каждому игроку на всю игру отводится одна минута.
Возможные будущие тенденции: команда людей против команды машин, новые виды шахмат и стратегии.
Шахматная доска обновляется с каждой эпохой, одни фигуры исчезают, появляются новые