Видео недоступно для вставки
Лекция посвящена реформаторской деятельности Петра Великого.
Основное внимание уделяется социальным, экономическим и духовным изменениям в России.
Переход от формального изложения истории к более значимым аспектам.
Экономика играет ключевую роль в жизни общества.
Духовное развитие невозможно без материального благополучия.
Петр активно занимался экономическими реформами, создавая крупную промышленность.
Петр ускорил течение времени, заставляя народ перековываться.
Россия не проживала свое историческое время, как Европа или Азия.
Петр создавал крупную промышленность насильственно, что продолжалось и после его смерти.
Создание крупной промышленности не было естественным процессом.
Политическая воля Петра продолжает действовать, но ослабевает.
Насилие допустимо только на начальном этапе, дальше должны работать естественные механизмы.
Индустриализация Петра была искусственной и поддерживалась государством.
Настоящая индустриализация началась в конце XIX века.
Индустриализация Петра выполняла стратегическую потребность, но не была естественной для народа того времени.
Индустриализация подавалась как естественное явление, но это было не так.
Люди того времени не были готовы к созданию крупных производств.
Индустриализация была насильственной и не соответствовала желаниям народа.
Свободного городского населения хватило на год-два.
Каторжники стали основными рабочими на мануфактурах.
Рабочие стремились сбежать, поэтому мануфактуры строились с замкнутым входом и выходом под контролем караула.
Каторжников и постояльцев тюрем было недостаточно.
Государственных крестьян насильственно обращали в рабочих.
Крестьян переселяли на Урал, где они работали на мануфактурах без оплаты.
Петр разрешил покупать крепостных крестьян для работы на Урале.
Началась купля-продажа людей, что стало началом рабства.
Это осознали только в конце XVIII века.
В России рабами стали собственные крестьяне.
Процесс купли-продажи людей развился во второй половине XVIII века.
Рабство в России отличалось от рабства в других странах, так как рабами стали свои же люди.
Крепостное право видоизменилось после 1917 года.
Крестьянам снова дали средства к существованию, но в недостаточном количестве.
Петр рассматривал народ как материал для создания нового общества.
Промышленная продукция не могла конкурировать с европейской.
Продукция предназначалась для внутреннего потребления, а не для продажи за границу.
Крестьяне продолжали делать одежду и обувь самостоятельно.
В России не было мануфактур по изготовлению телег, саней, армяков, валенок, лаптей и войлочных колпаков.
В Англии и Голландии эти товары производились ручным трудом на мануфактурах.
В России мануфактуры не были связаны с потреблением товаров, что отличало их от европейских.
Качество сукна в России было низким, и его покупали только для армии и флота.
Крестьяне продолжали ткать на ручных станках, что привело к зарождению мануфактур в середине-второй половине XVIII века.
Эти мануфактуры возникли естественным образом, а не насильственным путем, как петровские.
Петр Великий насильственно внедрял новые методы, что вызывало социальный и психологический дискомфорт у народа.
Это приводило к частым бунтам, которые подавлялись, но снова вспыхивали.
Крупная промышленность, созданная насильственным путем, оказалась нерентабельной и начала "проедать" бюджет.
Петр передал убыточные мануфактуры в частные руки, чтобы снять нагрузку с государства.
Владельцам мануфактур было запрещено закрывать их, если они не приносили дохода.
Это вызвало непонимание и критику со стороны западных исследователей.
После смерти Петра многие мануфактуры были ликвидированы, так как они не приносили дохода.
При Елизавете начался процесс уменьшения государственных мануфактур и увеличения частных.
Со второй половины XVIII века крупная промышленность начала развиваться естественным образом.
Военный флот был создан, но гражданского торгового флота не было.
Русские товары перевозились на кораблях, построенных за границей, с иностранными капитанами.
Русские строили только небольшие корабли для каботажного плавания.
Судостроение требует особого леса, в первую очередь дуба.
Петр Великий насаждал дубовые рощи для балтийского флота.
Эти меры были приняты для обеспечения флота необходимым лесом.
Корабельных рощ на берегах Волги было мало, и их не хватало для строительства флота.
Искусственное создание корабельных рощ началось при Петре, но не могло дать быстрых результатов.
Из-за нехватки судовой древесины часть флота строилась из сосны, что ускоряло их износ.
После смерти Петра треть флота уже сгнила.
В последующие годы флот принимал скромное участие в войнах.
На Черном море после поражения в Пруском походе флота не было, и его возрождение заняло почти поколение.
Петр Великий распространил западноевропейское образование и инициировал развитие точных и естественных наук.
Он дал толчок образованию русских механикусов и инженеров, что стало медленным процессом.
Русская морская школа и навигационная школа, заложенные Петром, продолжают существовать до сих пор.
Петр начал правильные обмеры Азовского, Каспийского и Балтийского морей.
Великая полярная экспедиция длилась четверть века.
Исследования проводились на гибридных кораблях, что указывает на проблемы с русским судостроением.
Имена русских путешественников XVIII века забыты широкой публикой.
Традиция уважения к собственной географии и истории исследований была потеряна после 1917 года.
Петр Великий заложил основы специального образования и научно-технического образования.
Петр не создал университета, но заложил основу научно-технического образования.
Академия наук, созданная Петром, доведена до унизительного состояния.
Петр продолжал работать над проектом устава академии наук до последних дней.
Петр заложил основы науки в России, что важнее, чем развитие крупной промышленности.
Советская власть и насаждаемое мещанское сознание не понимали духовного развития.
Петр оставил глубокие достижения в умственной и духовной сферах, которые продолжают жить.
При Петре началось массовое производство книг.
Ранее печатали только религиозные тексты, теперь и научную литературу.
Появилась профессия переводчика, что способствовало распространению знаний.
Книги стали доступны для широкой аудитории.
Они играли роль, аналогичную телевизору и компьютеру сегодня.
Чтение книг способствовало развитию интеллекта и моторики.
В следующем поколении появились образованные люди.
Петр способствовал созданию первого русского университета.
Грамотность и образование стали важными для развития общества.
Расширение потока книг пробудило сознание простых людей.
Денис Фонвизин зафиксировал это в своих произведениях.
В екатерининское время грамотность стала необратимой.
Петр провел важные административные и военные реформы.
Россия нуждается в глубинных преобразованиях, связанных с образованием.
Технический прогресс возможен только при высоком уровне образования.
В петровское время крепостных было менее 40%.
Основная масса крестьян была государственными.
Место для развития страны было выбрано оптимально.
На мануфактурах платили только мастерам, остальные работали за еду.
Постепенно появились потомственные рабочие.
Условия труда были тяжелыми, но это было необходимо для развития страны.