Видео недоступно для вставки
В студию Московского педагогического государственного университета пришел доктор исторических наук Александр Пыжиков.
Предыдущие программы были посвящены истории России конца XIX - начала XX веков.
Сегодняшняя программа посвящена теме раскола и старообрядчества.
Александр Пыжиков выпустил фундаментальное исследование "Грани русского раскола".
Книга посвящена истории раскола XVII века и его влиянию на экономическую и политическую жизнь России до революции 1917 года.
Сейчас Александр работает над новой книгой, посвященной старообрядчеству и староверию.
Вопрос о синонимах старообрядчества и староверия давно волнует читателей.
Александр Пыжиков признает, что раньше считал эти термины синонимами.
Однако, после выхода книги "Грани русского раскола", он осознал, что это разные явления.
Никонианская реформа была истолкована историками по-разному: как изменение обрядовой стороны вероучения или как историософский кризис.
Лев Гумилев и другие исследователи рассматривали реформу как кризис изоляционистской доктрины "Москва - третий Рим".
При Алексее Михайловиче были созданы два кружка: один из малороссийско-польских деятелей, другой из местных уроженцев.
Эти кружки влияли на церковную жизнь и выбор патриарха Никона.
Впоследствии, эти кружки стали непримиримыми оппонентами, что подчеркивает официальная канва.
До 1654 года оба кружка занимались давлением на народную культуру.
Это давление было направлено на изменение народных традиций и обрядов.
Александр Пыжиков подчеркивает, что до реформы 1654 года оба кружка действовали вместе.
Иван Неронов и его сподвижники выступали против народной культуры и запрещали народные песни и скоморохов.
Эти действия были направлены на уничтожение народной культуры, что вызывало недовольство населения.
Некоторые из этих деятелей, такие как Иван Неронов, подвергались опасности и даже бежали в Москву.
Жития Ивана Неронова и Аввакума содержат эпизоды, где они выступают против народной культуры, что могло быть преувеличено.
Эти эпизоды показывают, что эти деятели были в конфликте с местным населением.
Эти конфликты могли быть усилены во время Стоглавого собора и других событий.
Грекофильство и противостояние с латинством были важными аспектами в окружении царя Алексея Михайловича.
Патриарх Филарет и Михаил Федорович воспитывались в грекофильском духе, что повлияло на церковную политику.
Церковная реформа началась во времена Макария и Ивана Грозного, но была отложена из-за более серьезных проблем.
Экономические и политические факторы способствовали продвижению реформы.
Народные массы, против которых выступало духовенство, были носителями староверия.
Конфликт между сторонниками старого и нового обрядов был переведен в христианский формат.
Ученые изучают конфликт через христианскую призму, но забывают о народных культурах.
Пример смеховой культуры Древней Руси показывает, что народные традиции были глубже, чем считалось.
Народные массы быстро изменили свое отношение к деятелям, таким как Аввакум, который призывал к самосожжениям.
Самосожжения не были типичны для русского менталитета и порождают вопросы.
Братья Денисовы, такие как Андрей, обучались в Киево-Печерской лавре при Петре Первом, что вызывает удивление.
Феофан Прокопович, ректор Киево-Печерской лавры, оказал влияние на учеников Андрея Денисова.
Это показывает, что даже в период Петра Первого существовали связи между старообрядцами и Киево-Печерской лаврой.
В Феодосии разгорелись споры между старообрядцами и сторонниками нового обряда.
Обсуждались вопросы, связанные с распятием Христа и догматическими разногласиями.
Народные культуры, на которые ополчилась царская власть и церковь, не были сильно вовлечены в эти дебаты.
Старообрядчество рассматривается как христианство, основанное на Стоглавом соборе 1551 года.
Митрополит Корнилий и другие старообрядцы ненавидят народные культуры, как и церковники.
Староверие используется в документах синода и МВД, но имеет другой смысл, отличный от христианского.
Официальная церковь базировалась на Новом Завете, а староверие использовало христианскую терминологию.
Старообрядцы и беспоповцы возникли как реакция на реформы Никона, вызвавшие недовольство среди народа.
Старообрядцы, лидеры которых были из духовенства, и беспоповцы, представлявшие народные слои, противостояли друг другу.
Старообрядчество возникло в придворных кругах, а затем распространилось вниз.
Народ защищал свое мировоззрение, основанное на фольклорных и народных культурах.
Современная научная мысль должна показать дальнейшие перспективы исследования старообрядчества.
Никонианская реформа была внутренней борьбой между церковными иерархами.
Для успокоения народа были созданы общины, такие как федосеевцы и поморское согласие, которые не могли быть полностью под контролем официальной церкви.
Необходимость создания центров для распространения идеологии.
Примеры таких центров: Стоглавый собор и федосеевское согласие.
Тесное сотрудничество лидеров этих центров с властью.
Старообрядчество использовалось как "отводной канал" для недовольства.
Екатерина II запретила раскольников и уравняла всех в единой нации.
Указ 1782 года запретил упоминать о старообрядцах и раскольниках.
Поповцы и беспоповцы возникли из-за нежелания старообрядцев принимать иерархию.
Поповцы опирались на христианские догматы, беспоповцы отвергали церковь.
Большевики использовали старообрядцев для поддержки, а не старообрядцев.
Старообрядцы не вступали в партию, а помогали из своих интересов.
Историки обсуждали влияние византийской ортодоксии на русскую православную церковь.
Арианские общины строились на принципах отсутствия иерархии.
Византийская ортодоксия утвердилась после падения Константинополя и установления автокефалии.