Леонид рассказывает о шине CAN, её устройстве, работе и диагностике.
Тема предложена подписчиком, и Леонид обещает объяснить всё просто и быстро.
В автомобилях используются разные шины данных, включая низкоскоростную и высокоскоростную CAN.
Леонид объясняет, что CAN не единственная шина, и будет рассказывать о них по порядку.
CAN-линия — это один провод, который использовался для связи блока управления двигателем и диагностического разъема.
Информация передавалась в двоичном коде, используя единички и нолики.
В состоянии покоя линия имела 12 вольт, а для передачи информации напряжение снижалось до 0 вольт.
Низкая скорость обмена данными и неустойчивость к помехам.
Помехи могут искажать сигнал, что делает передачу информации неэффективной.
CAN-линия до сих пор используется, но её заменяют более современные протоколы.
LIN-линия — это ещё одна шина данных, о которой будет рассказано позже.
Она используется для передачи данных между блоками, но её применение ограничено.
CAN-шина — это эволюционный скачок в обмене данными.
Она использует два провода, скрученных в косичку, для передачи информации.
Блоки измеряют разницу напряжения, а не само напряжение, что делает её помехоустойчивой.
Существуют низкоскоростная и высокоскоростная CAN-шины.
Низкоскоростная шина используется для систем комфорта, а высокоскоростная — для безопасности и управления автомобилем.
В CAN-шине есть приоритет доступа, называемый арбитражем.
Один блок может передавать информацию одновременно, а остальные ждут своей очереди.
Леонид опровергает заблуждение о том, что приоритет делится по блокам, и объясняет, как на самом деле работает арбитраж.
Все блоки в CAN-шине имеют одинаковый приоритет.
Сообщения делятся по важности, используя код в начале сообщения.
Пример: блок управления двигателем отправляет информацию блоку ABS, который запрашивает данные у блока управления двигателем.
В CAN-шине события происходят асинхронно.
Пример: шина комфорта отслеживает концевики дверей, отправляя сообщения только при открытии двери.
В отличие от этого, датчик дождя опрашивается постоянно.
Низкоскоростная шина имеет напряжение 5 вольт в рецессивном состоянии и 1.4 вольта в доминантном состоянии.
Высокоскоростная шина имеет напряжение 2.5 вольта в рецессивном состоянии.
Важно понимать различия в напряжении для диагностики.
Высокоскоростная шина используется для обмена данными между блоками управления двигателем, коробкой передач и другими важными блоками.
Низкоскоростная шина используется для комфорта, климата и исполнительных механизмов.
Лин-шина позволяет одному блоку управлять исполнительными механизмами, которые сообщают свое состояние.
Гейтвей объединяет все шины и позволяет блокам обмениваться информацией.
Для диагностики шины нужно подключаться к шине, а не к диагностической колодке.
Важно понимать топологию блоков для правильной диагностики.
В высокоскоростной CAN-шине используются помехоподавляющие резисторы для подавления помех.
Резисторы на 122 Ом или 120 Ом впаяны на концах шины для гашения наводок.
Это важно для предотвращения ошибок при обмене данными на высоких скоростях.
Замер сопротивления помогает определить обрыв провода или замыкание на массу.
Подключение мультиметра к высокоскоростной шине показывает сопротивление 60 Ом.
Это означает, что все провода целы и нет замыканий.
Проблемы с CAN-шиной диагностируются через ошибки с индексом U.
Важно знать топологию подключения блоков для определения места обрыва.
Сканеры с топологией помогают быстро найти проблемное место.
В автомобилях VAG сопротивление между проводами зависит от количества блоков.
В Mercedes используются коммутаторы для удобства диагностики.
Проблемы с CAN-шиной могут быть вызваны неисправным блоком, который засоряет шину.
Осциллограф показывает сигналы на шине, но он дорогой и не всегда доступен.
Сканер с фирменным протоколом и мультиметр с возможностью замера напряжения и сопротивления необходимы.
Замеры сопротивления проводятся только на выключенном зажигании и только на высокоскоростной линии.
Высокоскоростная шина выключается через 3-5 минут после выключения зажигания.
Низкоскоростная шина работает постоянно, даже в спящем режиме.
Напряжение на низкоскоростной шине в спящем режиме составляет 7 вольт.
Гейтвей может мешать диагностике, если не знать, как его обойти.
Важно найти высокоскоростную линию для замеров напряжения и сопротивления.
Диагностический лайфхак помогает обойти гейтвей и получить точные данные.
Блок АБС подключен к высокоскоростной CAN-шине под капотом.
Для замеров на CAN-шине можно снять фишку с разъема АБС.
Низкоскоростная CAN-шина может быть в багажнике или за обшивками.
Полоса пропускания осциллографа должна быть не менее одного мегагерца.
Важно проверять целостность проводов, измеряя сопротивление.
Сопротивление на одном проводе не должно превышать одного ома.
Средняя и низкоскоростная CAN-шины могут работать по одному проводу.
Высокоскоростная CAN-шина не работает по одному проводу.
Если блок не выходит на связь, сначала проверьте его питание и массу.
В большинстве случаев проблема не в CAN-шине, а в питании или массе блока.
За пять лет автор видел только два умерших блока.
Один блок был залит водой, другой сломан прикладом ружья.
Диагностика с подачей 12 вольт может повредить блоки, но это редкость.
Приборка связывается с остальной системой через отдельный участок CAN-шины.
Важно изучать топологию блоков в машине для эффективного ремонта.
Подписывайтесь на все каналы автора и телеграм-канал.
Автор рад видеть зрителей в любой соцсети.