Видео недоступно для вставки
Мифология Древней Индии является важной частью её духовной культуры.
Памятники литературы и искусства Индии невозможно понять без знания мифологии.
Мифология Индии продолжает влиять на культуру и литературу других стран.
Книга представляет собой первую попытку изложения популярных мифов на русском языке.
Авторы не ставили научных задач, а рассматривали мифы как литературные явления.
Книга призвана восполнить пробелы в знании индийской мифологии.
Индийская мифология включает множество сюжетов и образов.
Мифологические представления менялись и эволюционировали на протяжении веков.
Древние образы и представления часто появлялись снова в новом оформлении.
Ригведа отражает мифологию арийских племен, пришедших в Индию в середине II тысячелетия до н.э.
В пантеоне ариев выделялся образ бога-отца, напоминающий Зевса.
В более поздних гимнах верховным божеством становится Индра, бог-громовержец.
В пантеоне Ригведы также почитались Агни, бог огня, и Сома, божество священного напитка.
Входили божества, олицетворяющие природные явления, такие как Сурья, бог солнца, и Савитар, богиня зари.
Противниками богов выступали змееподобные чудовища асуры.
В этот период выдвигается новое божество, Проджапати, бог-творец.
Возрастает значение Вишну и Рудры, известных как Шива.
Меняется соотношение между богом и обрядом, жрецы становятся важнее богов.
В эпосе Проджапати сменяется Брахмой, а Вишну и Шива становятся более значимыми.
Индра теряет своё главенствующее положение и подвергается унижениям.
Яма, бог смерти, становится мрачным божеством, властителем подземного мира.
Локапалы — хранители мира, занимающие промежуточную ступень между верховными и второстепенными божествами.
Верховный бог Брахма распределяет страны света между локапалами: Индра — восток, Яма — юг, Варуна — запад, Кубера — север.
Позднее добавляются новые божества: Сома, Суя, Агни и Ви.
Махабхарата — основной памятник эпической мифологии, включающий множество эпических сказаний и мифов.
Основное сказание — битва на Курукшетре, возникшая в середине первого тысячелетия до н.э.
Поэма разрослась до огромных размеров, включив новые сюжеты и образы.
Мифология раннего эпоса отличается от мифологии поздних частей Махабхараты.
В поздних частях возрастает значение Вишну и Шивы, оттесняя Индру и других богов.
Брахма сохраняет формальное место в верховной триаде, но его роль уменьшается.
Концепция Тримурти: Брахма — создатель, Вишну — хранитель, Шива — разрушитель.
Индуизм разделяется на вишнуизм и шиваизм, не антагонистические течения.
Вишнуизм включает учение об аватарах, нисхождениях Вишну на землю.
Индуизм адаптирует популярные народные верования, включая доктрину аватар.
В поздних частях эпоса и пуранах появляются новые мифологические образы, такие как Кааму и Сканда.
В шиваизме развивается культ богини Кали, отождествляемой с супругой Шивы.
В раннем эпосе верховное божество — Брахма, создавший вселенную.
Мифология отражает древнейшее творчество народа, близкое к гомеровскому эпосу.
Использованы ведийские источники и мифы, отражающие более раннюю литературную интерпретацию.
В заключительной части книги приведены шиваистские мифы и вишнуитские видения.
Использованы Махабхарата, Рамаяна, Шатапатха, Брахмана, Виш