Канал "День" и главный редактор Андрей Фефелов предлагают лекцию по истории России.
Лекция основана на книге автора, которая будет дополнена новыми материалами.
Книга написана в проблемном ключе, освещая различные концепции и точки зрения на ключевые события русской истории.
Проблема этногенеза славян интересовала историков с XIX века.
Исследования проводились лингвистами, археологами, антропологами и биологами.
Ученые не пришли к единому мнению, но общее представление о славянах сложилось.
Вопрос о времени появления славянского этноса остается спорным.
Разброс мнений велик: от XV-XII веков до н.э. до начала I тысячелетия н.э.
Славяне были крупнейшим европейским народом в начале I тысячелетия н.э.
Славяне вышли из индоевропейской семьи народов.
Процесс выделения славянства из индоевропейской общности был поэтапным.
В XIX веке считалось, что сначала выделилась балто-славянская общность, затем балты и славяне.
В XX веке появились новые теории, отрицающие единую балто-славянскую общность.
Профессор Алексеев выдвинул гипотезу о венедской или веетской общности.
Процесс выделения славян из индоевропейской общности занял длительный период времени.
Академик Борис Рыбаков связывал возникновение славянского этноса с пшенецко-комаровской археологической культурой.
Диапазон датировок возникновения славянского этноса составляет почти 2,5 тысячи лет.
Комплекс памятников и захоронений отражает локальную территорию и историческую эпоху.
Академик Олег Трубачев установил, что славянский язык насыщен хаизмами.
Эти слова отражают топонимику, гидронимику и личные имена.
Этногенез славян связывают с чернолесской археологической культурой.
Историк Аполлон Кузьмин поддерживал эту точку зрения.
Петр Третьяков считал, что славянский этногенез начался с зарубинецкой культуры.
Валентин Седов связывал славян с лужицкой археологической культурой.
Среди археологов и историков были скептики, считавшие славянский этногенез более поздним.
Профессор Мангайт относил появление славян к пятому-шестому векам.
Первое упоминание славян связано с византийскими и европейскими хрониками.
Советский археолог Русанова датировала возникновение славянского этноса пятым-шестым веками.
Проблема исторической прородины славян остается неразрешенной.
Ученые разных стран указывают разные территории как историческую родину славян.
Польские историки указывают территорию междуречья Вислы и Одера.
Чешские историки указывают Карпаты.
Болгарские ученые настаивают на Дунае.
Академик Трубачев и профессор Кузьмин считают Дунай прородиной славян.
Валентин Седов и другие ученые поддерживают теорию о польском Поморье.
Профессор Алексеев считает, что поморская культура была исторической прородиной славян.
Славяне были автохтонами Европы.
Процесс выделения славян из индоевропейской общности занял продолжительный период времени.
К середине первого тысячелетия славянский этнос окончательно выделился.
Работы Колесова не опровергают устоявшиеся мнения археологов, историков и лингвистов.
Его выводы не являются принципиально новыми и не открывают "Америку".
На рубеже VI-VII веков славянский этнос разделился на три группы: западные, южные и восточные славяне.
Западные славяне включают современные народы Польши, Чехии, Словакии и некоторые анклавы в Германии.
Южные славяне включают современные балканские народы, такие как сербы, черногорцы и словенцы.
Восточные славяне включают племена, упомянутые в "Повести временных лет", такие как поляне, северяне, древляне и другие.
Восточнославянские племена стали основой для древнерусской народности.
Эта народность стала базой для русской нации с языковыми и территориальными особенностями.
Академик Зализняк установил, что "укры" в поэме Гомера "Одиссея" являются тевкрами.
Перевод "укры" вместо "тевкры" привел к появлению мифической нации "великие укры".
Трипольская культура, популяризированная во времена Ющенко, не имеет отношения к украинцам.
Археолог Леонид Зализняк, однофамилец филолога Андрея Зализняка, критиковал выбор трипольской культуры как основы украинской истории.
Распад славянской общности привел к возникновению различных общественных институтов.
Характер восточнославянской общины требует дальнейшего изучения.
Фридрих Энгельс был историком и этнографом, а не экономистом.
Его работа "Происхождение семьи, частной собственности и государства" описывает эволюцию общества от родового строя к государству.
Энгельс считал, что моногамная семья и частная собственность возникают из промискуитета.
Энгельс утверждал, что кровно-родственная община трансформируется в территориальную или соседскую общину.
Аполлон Григорьевич Кузьмин доказал, что эта схема не работает для восточных славян.
Археологические данные показывают, что у восточных славян не было крупных жилищ и патронимий, характерных для кровно-родственных общин.
В славянских археологических культурах найдены разные антропологические типы, что указывает на существование территориальных общин.
В территориальных общинах управление строилось на согласовании интересов, а не на авторитете главы общины.
Вечевые структуры существовали до государственного самоуправления и играли ключевую роль в политической жизни.
Примеры: киевское вече 1068 года, новгородское вече 1136 года, галичское вече 1187 года.
Эпоха военной демократии характеризуется тремя равноправными органами управления: народным собранием, советом старейшин и вождем.
Этот термин возник для описания политической структуры, характерной для многих древних обществ.
Историк Николай Крадин ввел термин "военная демократия".
В эпоху военной демократии формируются протогосударственные образования без классового деления.
Советские историки, такие как Юшков, Третьяков и Кузьмин, считали восточнославянские союзы протогосударственными образованиями.
Мавродин и академик Рыбаков считали эти союзы вождествами, но не государствами.
Возникновение государства связано с союзами союзов, а не с вождями.
Академик Рыбаков считал, что под руководством полян возник союз союзов, включающий северян, кривичей и другие племена.
Кузьмин обратил внимание на различия в жизни полян и других племен.
Поляне жили в больших семьях, имели коммерческие браки, многоженство и трупоположение.
Славяне жили в малых общинах, имели языческие игрища для выбора супругов, трупосожжение и кровнородственные общины.
Поляне не были славянами, что вызывает вопрос о их этнической принадлежности.
Вопрос о русах будет рассмотрен в следующем видео.
Восточные славяне были язычниками, прошли через четыре этапа развития язычества: фетишизм, тотемизм, полидемонизм и монотеизм.
Фетишизм: обожествление предметов, таких как рощи, камни и деревья.
Тотемизм: представление о происхождении человеческого рода от диких животных.
Полидемонизм: вера в лесных, речных и горных духов.
Монотеизм: переход к монотеистическим религиям, таким как христианство и ислам.
Восточнославянское язычество включало веру в божества и предков.
Вопрос о пантеоне богов остается спорным, им занимались многие ученые.
Вопрос будет обсуждаться отдельно при наличии времени.
Восточные славяне были земледельческим народом, что доказано археологическими раскопками.
Основные системы земледелия: перелог и подсечно-огневая.
Пшеница была основной зерновой культурой, промыслы включали охоту и бортничество.
Споры о времени появления первых городов: от эпохи военной демократии до периода становления государства.
Большинство историков считают, что города возникли в период становления государства, во второй половине VIII - начале IX веков.
Города возникали на месте административных и религиозных центров, а также вдоль торгового пути "из варяг в греки".
Благодарность за внимание и надежда на продолжение встреч.