Песня Бориса Гребенщикова основана на четвёртой главе Апокалипсиса.
После описания состояния человека и человечества начинается описание Бога.
Вечность представлена как город золотой, где есть дом, сад и животные невиданной красы.
Вечность уже существует, но мы её не видим.
Иоанн видит развитие будущего без объяснений.
Вечность вторгается во время, пересекаясь с ним.
Голос, похожий на звук трубы, приглашает Иоанна взойти.
Звук трубы символизирует реальность, не соответствующую земным представлениям.
Шафар — музыкальный инструмент, используемый в еврейских праздниках.
Звук шафара ассоциируется с великими событиями и покаянием.
Иоанн восхищён к созерцанию вещей, невидимых глазу.
Бог, сидящий на престоле, — владыка мира и справедливый судья.
Бог заботится обо всех людях одновременно.
Ум человеческий изнемогает от осознания его всеведения.
Бог подобен камням яспису и сардису, сияющим в солнечном свете.
Сияние Бога символизирует его славу.
Радуга напоминает о спасении и радости.
Она символизирует мир и божье благоволение.
Вокруг престола сидят двадцать четыре старца в белых одеждах с золотыми венцами.
Старцы — представители человечества, прославляющие Бога.
Они могут быть праведниками Ветхого и Нового Заветов.
Старцы в Апокалипсисе могут быть представителями человечества, не связанного с Моисеевым законодательством.
Они анонимны, что оставляет вопрос о их личности.
Царство Небесное описывается как литургия с престолом, сидящим неописуемым, поклонами, Евангелием и молитвами святых.
Литургия — это приближение к Царству Небесному на земле.
Отношение к литургии определяет восприятие Царства Божьего: если на литургии скучно, то и в Царстве будет скучно, и наоборот.
Радость и празднование литургии ведут к жизни в Царстве Божьем.
Литургия символизирует скинию Бога с человеками.
В литургии Бог обитает с людьми, утешая их.
Апокалипсис вводит в литургику, обещая вечную блаженную жизнь со Христом.
Семь светильников перед престолом символизируют семь духов Божиих.
Число семь имеет глубокое богословское значение: семь таинств, семь вселенских соборов, семь дней творения.
Семисвечник в храме воплощает этот символизм.
Семь даров Святого Духа включают премудрость, разум, ведение, совет, крепость, страх Божий и любовь.
Для получения всех даров нужно искать Святого Духа, а не отдельные дары.
Святой Дух приносит с собой все свои дары.
Перед престолом находится стеклянное море, спокойное и умиротворённое.
Это море символизирует статичность и умиротворенность, в отличие от непостоянства моря.
Стеклянное море отражает чистоту и прозрачность, пропуская свет и отражая Бога.
Вокруг престола находятся четыре животных: лев, телец, человек и орёл.
Эти животные символизируют четырёх евангелистов: Матфея — человек, Марка — лев, Луку — телец, Иоанна — орёл.
Символика животных впервые появляется в книге Укиля и связана с божественной колесницей.
Иезекииль, один из четырёх великих пророков Ветхого Завета, в возрасте тридцати лет получил от Бога видение четырёх животных под престолом Создателя.
Животные имели человеческий облик, четыре лица и четыре крыла, их ноги были прямыми, а ступни — как у тельца.
Под крыльями у них были человеческие руки.
Четыре животных символизируют четыре стихии мира и четыре Евангелия.
Число четыре также связано с описанием рая в книге Бытия, где рай омывался четырьмя реками.
Символика животных включает человека, льва, тельца и орла, каждый из которых имеет своё значение.
Матфей ассоциируется с ветхозаветными пророчествами, Марк — с римской историей, Лука — с историческими источниками, а Иоанн — с орлом.
Символика евангелистов многогранна и не ограничивается одним образом.
Каждое из четырёх животных имело по шесть крыльев.
Григорий Нисский объясняет, что шесть крыльев символизируют крест и крестообразную славу.
Серафимские крылья могут изображать крест, как в благословении Иакова или молитве Моисея.
Животные славят Бога днём и ночью, не имея покоя.
Бескорыстная хвала выше любых просьб и покаяния.
Хвала Богу — признак духовной мудрости и смирения.
Произнесение «Слава тебе, Боже наш» в любой ситуации — признак духовной мудрости.
Это тайное учение рабов Божьих, которое они должны практиковать независимо от обстоятельств.
Пророк Исаия увидел Господа, сидящего на престоле, окружённого серафимами с шестью крыльями.
Серафимы взывали друг к другу, говоря: «Свят, свят, свят Господь Саваоф».
Двадцать четыре старца поклонились Господу, признавая его владыкой над миром.
Славословие Богу приносит бескорыстную радость, которая выше любых материальных благ.
Искусство, по Канту, имеет смысл в бескорыстной радости.
Созерцание красоты и славо