Лев Толстой, "Детство", глава первая.
Карл Иванович будит рассказчика в 7 утра, случайно задевая образок.
Рассказчик сердится на Карла Ивановича за его неловкость.
Карл Иванович продолжает хлопать мух, не замечая раздражения рассказчика.
Рассказчик мысленно выражает досаду на Карла Ивановича.
Карл Иванович подходит к кровати рассказчика и начинает щекотать его.
Рассказчик сначала сердится, но потом начинает плакать.
Карл Иванович утешает его, спрашивая о причинах слез.
Рассказчик выдумывает сон о смерти матери, чтобы объяснить свои слезы.
Дядька Николай приносит одежду, и рассказчик начинает одеваться.
Володя смеется, и рассказчик тоже начинает веселиться.
Карл Иванович зовет их в классную комнату.
Карл Иванович сидит за столом, читая книгу.
Рассказчик описывает классную комнату и ее обстановку.
Карл Иванович проводит много времени за чтением.
Рассказчик вспоминает, как Карл Иванович читает и отдыхает.
Он чувствует жалость к Карлу Ивановичу, вспоминая его одинокую жизнь.
Рассказчик подходит к Карлу Ивановичу и ластится к нему.
Рассказчик описывает вид из окна классной комнаты.
Он вспоминает, как смотрел на террасу и мечтал быть с семьей.
Карл Иванович ведет их вниз, чтобы поздороваться с матерью.
Рассказчик вспоминает матушку, разливающую чай.
Он описывает ее черты и воспоминания о ней.
В гостиной также присутствуют сестра Любочка и гувернантка Марья Ивановна.
Карл Иванович подошел к ручке матушки, несмотря на шум.
Матушка спросила, хорошо ли спали дети, но Карл Иванович не слышал из-за шума.
Карл Иванович всегда спрашивал разрешения снять красную шапочку, чтобы не простудить голову.
Матушка улыбнулась, и ее лицо стало лучше.
Она спросила, почему я плакал, и я рассказал о выдуманном сне.
Карл Иванович подтвердил мои слова, но умолчал.
Папа обсуждал с приказчиком Яковом финансовые вопросы.
Яков возражал, но папа перебил его и дал указания.
Яков предложил использовать деньги из деревни Хабаровска, но папа отказался.
Папа сообщил, что едет в Москву и берет нас с собой.
Мы должны учиться и жить у бабушки, а матушка останется в деревне.
Я был рад, что мы станем большими, но жалел матушку и Карла Ивановича.
Папа приказал Якову не кормить собак и обещал взять нас на охоту.
Я попрощался с любимой борзой собакой Милкой, расчувствовавшись и заплакав.
Карл Иваныч был в плохом настроении, что было заметно по его поведению.
Володя учился хорошо, но рассказчик был расстроен и не мог сосредоточиться.
Рассказчик не мог читать диалоги из-за слез, что вызвало гнев Карла Иваныча.
Рассказчик не мог сдержать слез и делал ошибки в чистописании.
Карл Иваныч рассердился и поставил рассказчика на колени, требуя извинений.
Рассказчик не мог говорить из-за слез, и Карл Иваныч ушел в комнату Николая.
Карл Иваныч и Николай обсуждали, что дети едут в Москву.
Карл Иваныч жаловался на неблагодарность и отсутствие уважения.
Николай соглашался, что Карл Иваныч стал ненужным.
Карл Иваныч вспоминал, как заботился о детях, когда они были маленькими.
Он говорил о своей честности и независимости.
Николай молчал, но рассказчик сочувствовал горю Карла Иваныча.
Карл Иваныч диктовал о неблагодарности, выражая свою задушевную мысль.
Он задавал уроки из истории и выглядел довольным.
Рассказчик с нетерпением ждал обеда, чтобы закончить уроки.
Рассказчик следил за признаками приближающегося обеда.
Он ждал, когда придет дворецкий Фока, чтобы объявить о готовности еды.
Наконец, появилась незнакомая фигура, что вызвало у рассказчика удивление.
В комнату вошел человек лет пятидесяти с бледным лицом и седыми волосами.
Он был высокого роста и носил изорванную одежду.
В руке он держал огромный посох и смеялся неестественным образом.
Гриша был крив на один глаз и имел уродливое лицо.
Он рассматривал Володю и дул под клеенку, вытирая слезы.
Его речь была бессмысленной, но трогательной, вызывая смешанные чувства.
Гриша был известен как юродивый, который ходил босиком и дарил образочки.
Никто не знал его прошлого, но он был известен своими странными словами.
Он изредка посещал бабушку, и его считали несчастным сыном богатых родителей.
Гриша обедал за отдельным столиком, говоря о голубях и камнях.
Маман была расстроена его присутствием и просила отца запирать собак.
Гриша рассказывал о том, как его травили собаками, и просил не наказывать охотника.
Маман верила в предсказания Гриши и рассказывала о его точности.
Папа не верил в предсказания и считал, что Гриша делает это из лени.
Маман настаивала на том, что Гриша не мог жить спокойно и носить вериги из лени.
Были отданы приказы насчет линейки, собак и лошадей.
Володина лошадь хромала, и папа велел седлать охотничью.
Маман боялась, что охотничья лошадь понесет Володю, но он уверял, что любит, когда лошадь несет.
Большие пошли пить кофе, а дети побежали в сад.
Они обсуждали охоту и готовились к ней.
День был жаркий, и тучки не предвещали грозы.
Карл Иванович предсказал, что туча пойдет к Масловке.
Маман спросила о лошади для Володи, и кучер подтвердил.
Володя сел на охотничью лошадь, несмотря на страх, и выглядел уверенно.
Папа сел на лошадь, и мы поехали.
Собаки бросились к нему, и Милка весело выбежала
Турка на голубой лошади с рогом и ножом ехал впереди всех.
Гончие бежали за ним, а отстающих били арапниками.
Папа велел охотникам ехать по дороге, а сам повернул в ржаное поле.
Поле было покрыто копнами и народом.
Мужики в одних рубахах накладывали копны.
Рыженькая лошадка шла легкой ходой, а борзые собаки грациозно перепрыгивали.
В воздухе были запахи полыни, соломы и лошадиного пота.
Подъехав к лесу, нашли линейку и телегу с чаем и фруктами.
Турка выслушал наставления и скрылся за березками.
Гончие разбежались, а я наблюдал за муравьями и бабочкой.
Заяц перепрыгнул через меня, и я не успел его поймать.
Турка презрительно посмотрел на меня, и я долго стоял в отчаянии.
Общество сидело на ковре, ели мороженое и фрукты.
Володя отказался играть в Робинзона, что охладило всех.
Володя рассуждал здраво, но его поведение разрушало игру.
Любочка сорвала червяка, что вызвало удивление и страх у детей.
Автор замечает, что многие девочки имеют привычку поправлять платье, и это вызывает у него сильные эмоции.
Он целует плечо Катеньки, что вызывает у нее смущение, а Володя презрительно комментирует это.
Поездка отложена до следующего утра, и дети возвращаются домой.
Автор пытается произвести впечатление на Катеньку, но его лошадь неожиданно останавливается, и он чуть не падает.
Отец автора был человеком прошлого века, с рыцарскими качествами и самоуверенностью.
Он имел две главные страсти: карты и женщины, и выиграл несколько миллионов.
Отец умел нравиться людям и был уважаем в своем кругу.
Отец имел статный рост, странную походку и привычку подергивать плечом.
Он был оригинален и умел скрывать свои недостатки.
Отец любил музыку и был чувствителен, часто читая вслух и плача над патетическими местами.
Дети рисуют, автор пытается нарисовать синего зайца, но в итоге разрывает бумагу.
Маман играет на рояле, вызывая у автора воспоминания.
В кабинете происходят важные дела, и автор замечает, что Карл Иванович рассержен.
Отец решает взять Карла Ивановича с детьми, что вызывает радость у маман.
Карл Иванович приносит счет с покупками для детей, что вызывает смех у всех.
Карл Иванович требует вернуть деньги за подарки и обещанный подарок.
Он намеревается красноречиво изложить несправедливости, но его речь вызывает у него слезы.
Карл Иванович признается, что привык к детям и не знает, что будет делать без них.
Гриша, который часто вздыхает и плачет, предсказывает беду дому.
Он собирается уйти утром, и дети решают посмотреть на его вериги.
Они отправляются на мужской верх, чтобы увидеть Гришу.
Дети сидят в темном чулане, ожидая Гришу.
Гриша входит с посохом и свечой, начинает молиться.
Он медленно раздевается, осматривает постель и молится перед иконами.
Гриша молится о своих благодетелях и просит прощения за грехи.
Он повторяет молитвы с большим одушевлением, выражая свои слова по-славянски.
Дети наблюдают за его молитвами с чувством удивления и благоговения.
Гриша падает на землю и плачет, выражая свою веру и любовь к Богу.
Дети испытывают умиление и восхищение его религиозным пылом.
Они решают присоединиться к общему шептанию и возне, выходя из чулана.
Наталья Савишна была горничной и няней в доме.
Она влюбилась в официанта Фоку, но была сослана за это.
После возвращения она стала еще более преданной и усердной.
Наталья Савишна получила вольную и пенсию от маман.
Она разорвала вольную и ушла, думая, что ей не рады.
Маман и Наталья Савишна расплакались, осознав ценность друг друга.
Автор вспоминает, как Наталья Савишна была всегда занята и занята.
Она находила все необходимое в своих сундуках.
Однажды она наказала автора за пролитый квас, что вызвало у него обиду.
Николай готовился к отъезду, укладывая вещи в бричку.
Дворовые и слуги собирались у крыльца, наблюдая за приготовлениями.
Автор не осознавал, насколько грустной будет разлука.
Наталья Савишна принесла записку о детском белье.
Все собрались в гостиной, чтобы попрощаться.
Автор заметил, что маман была грустна, но продолжал быть беззаботным.
Отец и мать обнялись и попрощались.
Автор чувствовал грусть, но продолжал быть нетерпеливым.
Все встали и начали прощаться, осознавая важность момента.
Главный герой испытывает сильные эмоции при прощании с матерью.
Он не может сдержать слез и чувствует себя несчастным.
Мать благословляет его и прижимает к груди, вызывая у него еще больше горя.
Герой холодно прощается с дворовыми, испытывая раздражение.
Он не может вспомнить лицо матери, что усиливает его горе.
Герой садится в коляску, но не может заставить себя взглянуть на мать.
Герой решает посмотреть на мать в последний раз.
Мать подходит к коляске и целует его, вызывая у него слезы.
Герой видит, как мать медленно поднимается на крыльцо, и чувствует себя несчастным.
Герой продолжает плакать, но начинает успокаиваться.
Он смотрит на окружающие предметы, чтобы отвлечься от мыслей о матери.
Воспоминания о детстве и матери вызывают у него новые слезы.
Герой вспоминает счастливое детство и свою мать.
Он описывает, как проводил время с матерью, слушая ее разговоры.
Герой чувствует нежность и любовь к матери, что вызывает у него слезы.
Герой молится за родителей и испытывает чувство любви к Богу.
Он мечтает о счастье и благополучии для всех.
Герой вспоминает о Карле Ивановиче и его горе, испытывая жалость и желание помочь.
Герой пишет стихи для бабушки на день ангела.
Он испытывает трудности с сочинением стихов и решает использовать стихи Карла Ивановича.
Герой надеется, что его стихи понравятся бабушке.
Автор выучил стихотворение Карла Малэра и решил использовать его как образец.
В день именин он написал поздравление из двенадцати стихов, но столкнулся с трудностями при переписывании.
Последний стих о любви к бабушке вызвал у автора сомнения и раздражение.
Автор примерял новое московское платье, которое ему не подошло по размеру.
Он скрыл свои неудобства и притворился, что ему комфортно.
В это время Карл Иванович готовился к выходу, и автор передал ему манишку.
Автор и его братья спустились к бабушке на молебен.
Они принесли подарки: Карл Иванович — коробочку, Володя — рисунок, а автор — стихи.
Автор испытывал сильную застенчивость и не мог решиться поднести свой подарок.
Автор подал бабушке свои стихи, но не смог произнести ни слова.
Бабушка начала читать стихотворение, но остановилась на середине, чтобы передать бумагу папе.
Автор ожидал, что папа осудит его за последний стих, но бабушка похвалила его и поцеловала в лоб.
Бабушка положила подарки на выдвижной столик рядом с портретом матери.
Лакей доложил о прибытии княгини Варвары Ильиничны, и бабушка задумалась, глядя на портрет.
Княгиня Карнакова, женщина лет сорока пяти, была маленькой, тщедушной и желчной.
У нее были серо-зеленые неприятные глаза и светло-рыжеватые волосы.
Несмотря на нездоровый цвет лица, она выглядела благородно и энергично.
Княгиня говорила много и с уверенностью, как будто ей противоречили.
Она то возвышала, то понижала голос, оглядываясь на присутствующих.
Бабушка была недовольна княгиней, несмотря на ее попытки быть вежливой.
Княгиня рассказывала о своих детях, особенно о старшем, который был шаловливым, но умным.
Бабушка, не интересуясь детьми княгини, хвасталась своими внуками.
Княгиня поделилась историей о своем сыне, который заслужил наказание, но был прощен за умную выдумку.
Княгиня считала, что детей нужно воспитывать страхом.
Бабушка не соглашалась с этим, считая, что страх не способствует развитию деликатных чувств.
Княгиня снисходительно улыбалась, извиняя предрассудки бабушки.
Княгиня попросила познакомить ее с молодыми людьми.
Папа представил Володю как светского молодого человека, а меня как поэта.
Я чувствовал себя неловко, вспоминая о розге в руке княгини.
Я был недоволен, что папа упомянул мои вихры.
В детстве я считал себя некрасивым и старался быть умным и добрым.
Несмотря на это, я часто испытывал отчаяние и мечтал о красивом лице.
Княгиня похвалила стихи, и бабушка смягчилась.
Князь Иван Иванович, высокий и красивый, с благородным характером, сделал блестящую карьеру.
Он был холоден и надменен, но хорошо образован и начитан.
Князь был небольшого ума, но возвышенного образа мыслей.
Он был добр, но холоден и надменен в общении.
Его образование остановилось на французской литературе и мифологии.
Князь был врагом оригинальности и ценил общество.
Он дорожил дружбой с бабушкой и уважал её.
Князь был уважаем и любим в обществе.
Князь и бабушка обсуждали отсутствие Натальи Николаевны.
Бабушка считала, что Наталья не приехала из-за финансовых трудностей.
Князь не верил в финансовые проблемы и считал, что Наталья не может быть счастлива с мужем.
Князь упрекнул бабушку за её переживания.
Он считал мужа Натальи благородным и порядочным человеком.
Автор, подслушав разговор, в волнении вышел из комнаты.
Главный герой встречает трех мальчиков в синих бекешах, которые оказываются родственниками.
Сережа Ивин, смуглый мальчик с бойким выражением лица, вызывает у героя сильное влечение.
Герой чувствует страх огорчить Сережу и старается не показывать свои чувства.
Сережа больше любит играть с Володей, чем с героем.
Герой испытывает страх и любовь к Сереже, но не решается на откровенность.
Герой старается казаться равнодушным, но чувствует влияние Сережи.
Герой встречает Ивиных и сообщает бабушке о их приезде.
Сережа вызывает у героя смешанные чувства страха и надежды.
Герой следит за каждым движением Сережи, ожидая приговора бабушки.
Сережа участвует в игре в разбойника и получает травму.
Герой проявляет участие, но Сережа сердится и продолжает играть.
Герой восхищается мужеством Сережи, который не показывает боль.
Иленька Граб, сын бедного иностранца, часто посещает дом героя.
Герой и его друзья не обращают на Иленьку внимания, считая его презренным.
Сережа проявляет смелость и мужество, заставляя Иленьку выполнять гимнастические трюки.
Сережа и его друзья заставляют Иленьку выполнять сложные трюки.
Иленька не выдерживает и плачет, что вызывает у героя смешанные чувства.
Сережа и его друзья продолжают издеваться над Иленькой, что приводит к конфликту.
Рассказчик осознает жестокость своего поступка по отношению к Иленьке.
Он понимает, что Иленька плакал не столько от физической боли, сколько от осознания, что его ненавидят и гонят.
Рассказчик не может объяснить, почему не подошел к Иленьке и не утешил его.
Рассказчик размышляет о том, куда делось его чувство сострадания.
Он вспоминает, как плакал при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка.
Он осознает, что его любовь к Сереже и желание казаться таким же молодцом, как он, заглушили это чувство.
Эти чувства оставили темные пятна на страницах его детских воспоминаний.