Смерть занимает особое место в мировоззрении различных народов, включая славян.
Уход из жизни рассматривается как обретение духовного естества и начало пути души.
Смерть считается главным предназначением человека.
Восточные славяне делили мертвых на чистых и нечистых.
Чистые покойники умерли естественной смертью и считались предками.
Нечистые покойники умерли неестественной смертью и считались опасными.
Нечистыми считались те, кто умер неестественной смертью или преждевременно.
К ним относились самоубийцы, жертвы несчастных случаев, проклятые и похороненные с нарушением ритуалов.
Термин "заложный" был введен этнографом Дмитрием Зелениным.
Зеленин исследовал тему заложных покойников и собрал историческую фактуру.
Души умерших неестественной смертью не могли попасть в загробный мир и оставались на границе миров.
Такие покойники могли являться в прежнем облике и представлять угрозу для живых.
Церковь не желала заниматься проблемами заложных покойников.
Самоубийцы считались самыми опасными и подчинялись темным силам.
Церковь отказывалась хоронить самоубийц, что поддерживалось народом.
Тела нечистых покойников не закапывали в землю, а оставляли на поверхности.
Их хоронили в лесу, на перекрестках дорог и в сырых местах.
Церковь и власть боролись против этих обрядов, но уступили в некоторых случаях.
Души заложных покойников могли возвращаться на землю и пугать родственников.
Они становились частью нечистой силы и могли провоцировать стихийные бедствия.
В случае эпидемий или бедствий, покойников выкапывали и обезвреживали их воздействие.
Усопшего переворачивали лицом вниз, на шею накладывали обломок косы или серб, забивали в гроб осиновый кол.
На могилу сыпали раскаленные угли.
Общество осуждало акты насилия и суициды, веря, что души таких людей не смогут обрести покой.
Считалось, что если на земле не останется людей, это сильно отразится на том свете.
Важно поддерживать связь между этим и тем светом.
Уходящие отсюда обретают родительский статус и могут поддерживать своих духовно связанных на этом свете.
Путь земной и путь небесный — это продолжение одного пути, который обеспечивается на коллективной основе.
Проблема заложенных покойников не может быть понята на индивидуальной основе.
Тема заложенных покойников выводит на серьезные и высокие темы.
Заложенные покойники считались опасными, но вызывали сочувствие и печаль за тех, кто не нашел покоя ни при жизни, ни после ухода.