• Татьяна Граева приветствует участников и объявляет тему вебинара: неорганическая химия.
• Вебинар поможет создать прочный фундамент и станет толчком к изучению неорганической химии.
• Неорганическая химия логична и структурирована, с небольшим количеством классов соединений.
• Татьяна благодарит участников за активное участие в открытых уроках.
• Обсуждаются технические проблемы с трансляцией и качество связи.
• Участники могут перейти на другие платформы, если трансляция лагает.
• Сентябрь и октябрь - самые ответственные месяцы для курса.
• Важно мотивировать учеников и создать хорошую базу.
• Татьяна рассказывает о себе и своих курсах для 10 и 11 классов.
• Татьяна готовит материалы совместно с экспертами ЕГЭ.
• Вебинары структурированы и содержат много теории.
• В телеграм-канале можно найти полезные материалы для ЕГЭ по химии.
• Начнем с общей классификации неорганических веществ.
• Разберем металлы и неметаллы по таблице Менделеева.
• Рассмотрим классификацию и номенклатуру основных классов неорганических соединений.
• Неорганические вещества делятся на простые и сложные.
• Простые вещества содержат атомы одного химического элемента.
• Сложные вещества состоят из атомов разных химических элементов.
• Сложные вещества делятся на оксиды, соли, основания, амфотерные гидроксиды и кислоты.
• Внутри каждого класса есть дополнительная классификация.
• Участники могут задавать вопросы и получать ответы от модераторов.
• Подготовка к ЕГЭ по химии в 10 классе возможна и эффективна.
• Два года подготовки позволяют сдать экзамен на 100 баллов.
• Участники продолжают разбираться с классификацией и номенклатурой неорганических веществ.
• В таблице Менделеева есть главная и побочная подгруппы.
• Элементы побочной подгруппы всегда являются металлами.
• Примеры: медь, серебро, золото, цинк, кадмий, ртуть, скандий, титан, цирконий, гафний, вольфрам.
• Элементы главных подгрупп могут быть металлами или неметаллами.
• Для определения проводится диагональ от бора до астата.
• Элементы под диагональю являются металлами, элементы над диагональю — неметаллами.
• Примеры неметаллов: бор, углерод, азот, кислород, фтор, неон, кремний, фосфор, сера, хлор, аргон, мышьяк, селен, бром, криптон, тилур, йод, ксенон, радон.
• Примеры металлов: водород, гелий, все элементы под диагональю и все элементы побочных подгрупп.
• Оксиды — сложные вещества, состоящие из атомов кислорода и другого элемента.
• Оксиды делятся на солиобразующие, несолеобразующие и смешанные.
• Солиобразующие оксиды вступают в реакции с образованием солей.
• Несолеобразующие оксиды не вступают в классические реакции с образованием солей.
• Примеры: оксид углерода CO, оксид азота NO, оксид азота NO2, оксид кремния SiO, оксид серы SO2.
• Смешанные оксиды представляют собой смесь двух разных оксидов, например, оксид железа Fe3O4 и оксид свинца PbO.
• Солеобразующие оксиды делятся на три группы: основные, амфотерные и кислотные.
• Основные оксиды образованы металлами в степени окисления +1 или +2.
• Амфотерные оксиды образованы металлами в степени окисления +3 или +4.
• Кислотные оксиды образованы металлами в высоких степенях окисления +5 и выше или неметаллами.
• Основные оксиды содержат металлы в степени окисления +1 или +2.
• Примеры: оксид лития Li2O и оксид кальция CaO.
• Основные оксиды реагируют с кислотами и кислотными оксидами, проявляя основные свойства.
• Пять оксидов, образованных металлами в степени окисления +2, являются амфотерными: BeO, ZnO, GeO2, SnO2, PbO2.
• Эти оксиды не проявляют основных свойств, несмотря на наличие металла в степени окисления +2.
• Амфотерные оксиды содержат металлы в степени окисления +3 или +4.
• Примеры: оксид марганца MnO2 и оксид хрома Cr2O3.
• Исключенные оксиды из основных также являются амфотерными.
• Кислотные оксиды содержат металлы в высоких степенях окисления +5 и выше.
• Примеры: оксид хрома Cr2O3 и оксид серы SO2.
• Оксиды неметаллов также являются кислотными.
• Пять оксидов, не являющихся солеобразующими: SiO2, N2O5, CO2, NO2, CO.
• Инертные газы не образуют оксидов в рамках школьной химии.
• Сумма всех степеней окисления в веществе должна быть равна нулю.
• Пример: вычисление степени окисления серы в SO2.
• Рекомендуется посмотреть отдельный вебинар для более глубокого изучения темы.
• Пероксиды и надпероксиды не являются оксидами.
• Степень окисления определяется по щелочному или щелочноземельному металлу.
• Пример: пероксид натрия Na2O2, где кислород имеет степень окисления -1.
• Оксиды имеют постоянную степень окисления кислорода -2.
• Пример: оксид натрия Na2O, где натрий имеет степень окисления +1.
• Пероксиды и надпероксиды рассматриваются в базовых уроках по неорганике.
• Оксид хрома CrO3 является кислотным оксидом, так как хром имеет степень окисления +6.
• Оксид цинка ZnO является амфотерным оксидом.
• Оксид цезия Cs2O является основным оксидом, так как цезий имеет степень окисления +1.
• Название оксида состоит из слова "оксид", элемента и степени окисления.
• Пример: оксид углерода CO2, оксид серы SO2, оксид хрома CrO3.
• Степень окисления указывается римскими цифрами в скобках.
• Для металлов с постоянной степенью окисления, например, кальций CaO, степень окисления не указывается.
• Пример: оксид кальция CaO, оксид калия K2O.
• Металлы с постоянной степенью окисления: литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb.
• Тривиальные названия оксидов неофициальные и используются в народе.
• Пример: оксид кальция CaO - негашеная известь, оксид магния MgO - жженая магнезия.
• Тривиальные названия важны для экзамена и будут предоставлены в телеграм-канале.
• Среди предложенных формул веществ нужно найти основный, кислотный и амфотерный оксиды.
• Основный оксид - оксид кальция CaO, кислотный оксид - оксид серы SO2, амфотерный оксид - оксид цинка ZnO.
• Н2О, SiO2, CO2, NO2 - не солеобразующие оксиды, фтор O2 - фторид кислорода.
• Фтор не образует оксидов, его соединения с кислородом - фториды.
• Задание на закрепление: найти основный, амфотерный и кислотный оксиды.
• Оксид P2O5 - кислотный, H2O - не солеобразующий, CaO - основный, SiO2, CO2, NO2 - не солеобразующие.
• Основания состоят из катионов металлов в степени окисления +1 или +2 и гидроксогрупп.
• Литий OH - однокислотное основание, кальций OH2 - двухкислотное.
• Амфотерные гидроксиды: BeOH2, ZnOH2, GeOH2, SnOH2, PbOH2.
• Основания содержат катионы металлов в степени окисления +1 или +2.
• Литий OH, калий OH, натрий OH, барий OH2, кальций OH2, магний OH2 - основания.
• Алюминий OH3, цинк OH2, бериллий OH2, германий OH2, свинец OH2 - амфотерные гидроксиды.
• Основания делятся на однокислотные и многокислотные.
• Растворимые основания - щелочи, образованные щелочными и щелочноземельными металлами.
• Нерастворимые основания - все остальные, например, гидроксид меди CuOH2, гидроксид марганца MnOH2, гидроксид железа FeOH2.
• Щелочные металлы: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.
• Щелочноземельные металлы: кальций, стронций, барий, радий.
• Магний и бериллий не относятся к щелочноземельным металлам из-за своих свойств.
• Гидроксиды называются так из-за наличия гидроксогруппы OH.
• Используются русские названия металлов и степень окисления римскими цифрами.
• Примеры: гидроксид кальция, гидроксид марганца, гидроксид хрома.
• Гидроксид бария: баритовая вода.
• Гидроксид кальция: гашеная известь, известковая вода, известковое молоко.
• Гидроксид калия: едкая калий, едкий натр, каустическая сода.
• Гидроксид аммония: нашатырный спирт.
• Амфотерные гидроксиды содержат металлы со степенью окисления +3 или +4.
• Примеры: гидроксид марганца, гидроксид алюминия.
• Все амфотерные гидроксиды нерастворимы.
• Барий: растворимое основание.
• Магний: нерастворимое основание.
• Цинк: исключение, относится к амфотерным гидроксидам.
• Цезий: растворимое основание.
• Используются те же правила, что и для оснований.
• Примеры: гидроксид марганца, гидроксид железа.
• Для металлов с постоянной степенью окисления степень окисления не указывается.
• Задание на выбор формул двухкислотного растворимого основания, однокислотной щелочи и двухкислотного нерастворимого основания.
• Выделение оснований и исключение амфотерных гидроксидов.
• Цезий-о-аш - однокислотная щелочь.
• Магний-о-аш и барий-о-аш - двухкислотные основания.
• Гидроксид бария - растворимое основание, магний - нерастворимое.
• Теория и тривиальные названия будут в телеграм-канале.
• Курсы для 11 и 10 классов с разными уровнями подготовки.
• Годовые курсы с подготовкой с нуля.
• Подробности у менеджеров в телеграмме.
• Интенсивная подготовка в 11 классе за 8 месяцев до экзамена.
• Два уровня подготовки: основной и продвинутый.
• Основной уровень для новичков, продвинутый - для опытных.
• В 10 классе подготовка менее интенсивная, но более размеренная.
• В конце 10 класса пробники на 70+ баллов.
• Возможность продолжить подготовку в 11 классе.
• Два уровня подготовки: с нуля и продвинутый.
• В ноябре и декабре не будет набора с нуля.
• Рекомендуется записаться на курс сейчас.
• Скидка 40% при записи на двухлетний курс.
• Двухлетний курс включает углубленное изучение тем и экзаменов.
• Большое количество практики и домашних работ.
• Последовательное изучение тем от простого к сложному.
• Возможность углубленного изучения и совмещения с учебой.
• Скидка 40% при записи на два года.
• Занятия проходят на отдельной платформе, защищенной от сбоев.
• Вебинары остаются в записи, доступны для пересмотра.
• Рабочие тетради, конспекты и авторские материалы.
• Возможность заказывать дополнительную практику от кураторов.
• Домашние работы проверяются на всех тарифах.
• Кураторы проходят обучение для правильной проверки.
• Обратная связь и мотивация для подготовки.
• Возможность узнать подробности через телеграм-бот.
• Тариф "Про" - самый сбалансированный и выгодный.
• Личное сопровождение и дополнительные домашние задания.
• Возможность оставить заявку и получить подробную информацию.
• Кислоты состоят из катионов водорода и кислотного остатка.
• Водород в составе кислоты - катионы водорода.
• Кислоты делятся на растворимые и нерастворимые.
• Кремниевая кислота - нерастворимая кислота.
• Кислоты бывают одноосновные и многоосновные.
• Одноосновные кислоты содержат один катион водорода, например, HCl.
• Многоосновные кислоты диссоциируют с образованием нескольких катионов водорода, например, H2SO4.
• Кислородсодержащие кислоты содержат кислород и называются кислотными гидроксидами.
• Примеры: ортофосфорная кислота H3PO4 и серная кислота H2SO4.
• Кислотные гидроксиды отличаются от основных гидроксидов наличием гидроксогруппы OH-.
• У каждой кислоты есть свое название и название кислотного остатка.
• Примеры: HF фтороводородная кислота, HCl хлороводородная кислота.
• Названия кислот и их остатков собраны в файлике, который будет отправлен в телеграм-канал.
• Соли состоят из катионов металла или аммония и анионов кислотных остатков.
• Соли могут быть средними, основными, кислыми, двойными, смешанными и комплексными.
• Примеры солей: Na2SO4, CaCl2, NaHCO3, KAl(SO4)2, PbCl2Cl2.
• Закрепление материала через выбор правильных солей.
• Примеры: перманганат калия KMnO4 - средняя соль, NaHCO3 - кислая соль.
• Переход к типовым заданиям на нахождение амфотерного гидроксида, средней и основной соли.
• Перманганат калия можно получить различными реакциями, включая ионный обмен и окислительно-восстановительные.
• Амфотерный гидроксид - гидроксид цинка, средняя соль - сульфат натрия, основная соль - вещество под номером два.
• Средняя соль под номером три, амфотерный гидроксид - исключение бериллий, основная соль - под номером один.
• Средняя соль состоит из катиона металла и аниона кислотного остатка.
• Пример: хлорид натрия NaCl, сульфат натрия Na2SO4, нитрат натрия NaNO3.
• Для металлов с переменной степенью окисления добавляется римская цифра в конце названия.
• Кислые соли содержат катион металла, анион кислотного остатка и водород.
• Пример: гидросульфат натрия NaHSO4, гидрокарбонат кальция CaHCO3.
• Если в кислотном остатке два атома водорода, используется приставка дигидро-.
• Основные соли содержат гидроксо-группу OH-.
• Пример: хлорид гидроксо-кальция CaOHCl, сульфат гидроксо-меди CuOH2SO4.
• Для металлов с переменной степенью окисления добавляется римская цифра.
• Двойные соли содержат два разных катиона и один кислотный остаток.
• Пример: хлорид натрия-калия NaClK, карбонат кальция-магния CaMgCO3.
• Смешанные соли содержат катионы разных металлов и один кислотный остаток.
• Двойные соли можно рассматривать как одно вещество, например, сульфат алюминия калия.
• Важно уметь визуально отличать двойные соли от других.
• Примеры: фосфат магния-аммония, фосфат кобальта-аммония.
• Смешанные соли содержат один катион и два разных кислотных остатка.
• Примеры: хлорид-гипохлорид кальция, фторид-хлорид свинца.
• Важно уметь визуально отличать смешанные соли.
• Задания на определение формул основной, средней и двойной соли.
• Примеры правильных ответов: нитрагидрокса магния, сульфат аммония, сульфат алюминия-калия.
• Обзор рассмотренных тем: классификация неорганических веществ, номенклатура оксидов, оснований, гидроксидов, кислот и солей.
• Приглашение на курс для более глубокого изучения темы.
• Благодарность за участие и приглашение оставить отзывы.